Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-03-11
Аннотация: Целью статьи является анализ задач, способов и средств создания образа зарубежья как иномира в творчестве современного драматурга Н. В. Коляды. Системный анализ ряда пьес Коляды показывает, что разделение пространства по политико-национальному принципу имеет для художественной системы драматурга мировоззренческое значение, формируя онтологически и аксиологически значимую оппозицию «своего» и «чужого», мира и иномира. Данная оппозиция распадается на два частных противопоставления: «здесь — там» (отражает конфликт реальности и мечты) и «мы — они» (воплощает столкновение разных национальных менталитетов). Первая антитеза возникает на почве несоответствия аксиологического вакуума, в котором вынуждены существовать персонажи, их человеческой природе, подразумевающей неуничтожимое стремление к универсальным ценностям; второе противопоставление основано на контрасте менталитетов, позволяющем драматургу подчеркнуть те качества, которые он считает характерными для «русской души». Две рассмотренные оппозиции в текстах Коляды неравнозначны: чуждость «внешнего» менталитета оказывается для персонажей более значимой, чем потребность в реализации мечты о загранице, что проявляется в сознательном отказе от эмиграции. На примере отдельных героев драматург показывает, что нарушение целостности «внутреннего» пространства (пересечение границы) все же возможно, однако неизбежно приводит к дисгармонизации, двойственности и разрушению личности «нарушителя», отторгаемого и миром, и иномиром и обрекающего себя на полное одиночество.
Ключевые слова: ДВОЕМИРИЕ, СВОЙ-ЧУЖОЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ, ОБРАЗ ЗАРУБЕЖЬЯ, ДРАМАТУРГИЯ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ, ПЬЕСЫ

Для цитирования:

Канарская, Е. И. Зарубежье как иномир в пьесах Н. В. Коляды / Е. И. Канарская // Филологический класс. – 2017. – №3 (49). – С. 73-79. DOI 10.26710/fk17-03-11.