Архив журнала
Дачный топос в литературных источниках XX в. и в романе Е. Г. Водолазкина "Авиатор"
- 1889
- Рубрика: ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-22
Аннотация: В статье предпринято исследование топосов помещичьей усадьбы и дачи на материале русской прозы и поэзии рубежа XIX–XX вв. (К. М. Фофанов, Н. А. Лейкин, А. П. Чехов, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
А. П. Каменский, А. А. Блок, Б. К. Зайцев и др.), с одной стороны, и рубежа XX–XXI вв. (Б. А. Ахмадулина, Т. А. Бек,
С. М. Гандлевский, И. А. Кабыш, А. Н. Варламов и др.) — с другой. Отмечена нараставшая тенденция к их сближению в русской литературе 1920–1980-х гг. (Б. Л. Пастернак, Ю. В. Трифонов, А. Г. Битов, Саша Соколов и др.).
В романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» (2016) центральной локализацией топосов усадьбы и дачи становится популярная
в конце XIX — первой трети XX в. местность к юго-западу от Петербурга — Сиверская, с мерцающей дискретностью и контрапунктностью сопровождающих ее нарративов и репрезентаций. Именно Сиверская таит разгадку «авиатора» как главного
концепта романа и образа XX века как целого, предстоящего перед Божьим судом. Цель работы — исследовать своеобразие
усадебно-дачного аспекта пространственной организации текста в темпоральной и рецептивной динамике.
Путем применения историко-литературного и историко-функционального методов, элементов нарративного анализа, а также структурно-семиотического, мифопоэтического и геокультурологического подходов установлено, что локус Сиверской становится полем культурно-исторических, неомифологических и стилистических метаморфоз, восходя от бытовых зарисовок дачной
жизни начала XX в. к символическому образу вечности, подлинного бытия, освобожденного от принудительной череды исторических событий, политики и идеологии и генетически связанного с «усадебным текстом» русской классики. Отмеченный эффект
достигается в романе с помощью поэтики анахронизмов, работающих как средство актуализации нужных топосов.
Результаты исследования актуальны для верификации картины русской национальной топики, важной частью которой
являются топосы усадьбы и дачи. Кроме того, они могут представлять интерес для понимания аксиологии и коммуникативных
стратегий русской прозы рубежа XX–XXI вв.
Ключевые слова: ДАЧИ; УСАДЬБЫ; ТОПОСЫ; РОМАНЫ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Для цитирования:
Богданова, О. А. Дачный топос в литературных источниках XX в. и в романе Е. Г. Водолазкина "Авиатор" / О. А. Богданова // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 134-140. DOI 10.26710/fk18-02-22 .