Архив журнала
Миниатюры И. А. Бунина 1920-х гг: символическое возвращение на Родину
- 2386
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-06
Аннотация: В статье анализируются прозаические произведения малой формы И. А. Бунина «Роза Иерихона», «Именины», «Пингвины», написанные им в эмиграции в 1920-е годы. Их объединяет тема утраченной Родины и памяти о ней, которая
в каждом из произведений воплощается оригинально, благодаря сложному совмещению различных жанровых и повествовательных стратегий. В «Розе Иерихона» притчевый компонент, в глубинной ориентации на который создавалась миниатюра,
органично включен в лирический сюжет, что определяет яркую специфику этой миниатюры, многослойность символических
планов. Особую напряженность сюжету и стилю придает соединение, казалось бы, несоединимого — аллегорического, тяготеющего к определенному горизонту смыслов, и символического, раскрывающегося в сложной ассоциативной соотнесенности
ключевого образа с реальностями разного порядка, которые объемлет сознание-переживание героя. Семантическая концентрация (онтологическое свойство жанров малой прозы) достигается не только ассоциативным, аллегорическим и символическим
подключением исторических и библейских сюжетов, но и интертекстуальным диалогом, который ведется внутри самого бунинского творчества. «Именины» выстраиваются с опорой на живописный принцип композиции, который основывается на
«рядоположенности картин» с активизацией предметно-вещественной образности. Фактурная щедрость, обилие ярких подробностей, использование именных и глагольных форм настоящего времени создают эффект «упразднения времени», пребывающего здесь и сейчас семейного праздника. В «Пингвинах» сновидческая стилевая доминанта органично увязана с жанром травелога и кинематографическим принципом развертывания сюжета. Логика жанра сохраняется, и повествователь балансирует
между передачей внутреннего состояния и описанием увиденного во время путешествия — воссозданием, конечно, специфических, но все же путевых картин. Эта миниатюра — квинтэссенция трагических переживаний Бунина. Одной из ключевых
становится здесь тема Пушкина, который «давно умер», — мертвого Пушкина. Она прямо соотносится с финалом, переводя
национальную катастрофу в статус глобальной, общечеловеческой, вселенской.
Ключевые слова: МИНИАТЮРЫ; КРАТКИЕ РАССКАЗЫ; ПРИТЧИ; ЛИРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ТРАВЕЛОГ; КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ; СТИЛЕВАЯ ДОМИНАНТА
Для цитирования:
Пращерук, Н. В. Миниатюры И. А. Бунина 1920-х гг: символическое возвращение на Родину / Н. В. Пращерук // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 38-42. DOI 10.26710/fk18-02-06.