Рубрика: С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-27
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос слияния искусств, а именно, аспект синтеза литературы и живописи. Исследуется проблематика соотношения визуального и словесного, выделяются важные характеристики словесного выражения визуального образа. В фокусе внимания - вопросы интертекстуальной поэтики, решаемые путем анализа произведений Л. М. Леонова. Вводится понятие экфрасиса, представлен краткий экскурс в историю возникновения данного термина. В частности, речь идет о живописном экфрасисе. Определяется важность и актуальность экфрасиса как предмета литературоведческого исследования. Выявляются способы и формы присутствия живописи, а также особенности функционирования живописного экфрасиса в произведениях не только Леонова, но и других писателей. Представлена экфрастическая репрезентация объектов изобразительного искусства в литературе на примере прозы Леонова и выявляются приемы живописной композиции. Леонид Леонов представлен как писатель с ярко выраженной визуализацией мировосприятия и, соответственно, поэтического слова. Показана тесная взаимосвязь творчества Леонова с сюжетно-мотивным миром Питера Брейгеля Старшего. Поиск точек соприкосновения произведений Леонова и творчества Питера Брейгеля Старшего, осмысление художественно-духовной репрезентации и интерпретации экфрастических описаний картин художника в леоновских текстах - центральная задача настоящей статьи. По мнению Леонова, картины Брейгеля можно читать, словно произведение литературы. Он отмечал богатство, многозначность его картин, их «литературный характер». Кроме того, в данной статье упоминаются работы Джованни Баттиста Пиранези - представителя западноевропейской живописи, а также Франса Снайдерса и других художников фламандской школы живописи эпохи барокко. Важно подчеркнуть, что леоновский экфрасис это не простое описание картины, не обыкновенное словесное изображение образа. Слово у Леонова приобретает философское звучание. Леонов создает словесно-философскую семиотику художественного текста. Экфрасисы живописи в произведениях Леонова - это не столько элементы художественного пространства, это, прежде всего, важные структурно-семантические единицы текста, раскрывающие философскую позицию писателя.
Ключевые слова: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ; ЭКФРАСИСЫ; ЖИВОПИСНЫЙ ЭКФРАСИС; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ; ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ; ФИЛОСОФСКИЙ ЭКФРАСИС; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

Для цитирования:

Жукова, Ю. В. Тенденция "спрятанного холста" в литературе (экфрасис в творчестве Л. М. Леонова) / Ю. В. Жукова // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 165-171. DOI 10.26710/fk18-02-27 .