Рубрика: Поэтика русской литературы ХIХ века
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-19
Аннотация: В статье впервые системно рассматривается статус феномена безмолвия как одного из важнейших средств выражения авторской позиции в романе «Дворянское гнездо» с применением методики медленного чтения. Анализируются ключевые сцены тургеневского текста, через них обозначается ценностное позиционирование в системе персонажей (оппозиция «безрелигиозного гуманизма» и «христианской этики»). Авторами статьи показан процесс создания ощутимости для читателя смыслового остатка Тургеневым в картине непосредственно изображенного и произнесенного. Это призвано обозначить переход героев за черту отграниченности конкретно-исторического через природу художественного слова. Так Тургеневым создается своя версия «высшей реальности» в «Дворянском гнезде» и, соответственно, поле культурного диалога с творчеством его великих современников-реалистов. В статье последовательно выявляется взаимодействие аксиологического и поэтологического планов русского классического реализма, что особенно важно для понимания этого общемирового феномена как учителем, так и учащимися. Детальность и методичность анализа призваны помочь учителю выстроить свою версию урока в школе с учетом различных, но взаимодополняющих авторитетных концепций в отечественной науке об искусстве художественного слова применительно к конкретному литературному направлению.
Ключевые слова: КЛАССИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ; АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ; ФЕНОМЕН БЕЗМОЛВИЯ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; РОМАНЫ; ХРИСТИАНСТВО; БЕЗРЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИЗМ

Для цитирования:

Комаров, С. А. «Да и к чему было говорить…»: безмолвие в системе средств выражения авторской позиции («Дворянское гнездо» И. С. Тургенева) / С. А. Комаров, В. В. Маркова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 142-148. DOI 10.26170/FK19-02-19.