Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-03-19
Аннотация: В статье детально прослеживается история научной рецепции творчества немецкого писателя рубежа XIX–XX вв. Пауля Эрнста (Paul Ernst, 1866–1933) в России. Объясняются причины стойкого отсутствия интереса у отечественных (дореволюционных российских, советских, а также современных) исследователей немецкоязычной литературы к этой фигуре, сыгравшей достаточно большую роль в развитии немецкой словесности того времени (от натурализма до неоклассицизма, литературы «консервативной революции» и сюрреализма). Материалом для анализа послужили справочно-энциклопедические и историко-литературные источники, достаточно ясно отражающие особенности восприятия фигуры Эрнста в дореволюционной России, в СССР и в России постперестроечного периода. Отмечается, что первые отклики на творчество Эрнста, хотя и были отмечены влиянием вульгарно-социологической методологии, показывали стремление исследователей вписать (хотя и не совсем удачно) творчество немецкого писателя в литературный процесс своего времени. Однако, начиная с 1930-х годов, возобладала превратная оценка, согласно которой Эрнст оказывается одним из ведущих представителей реакционной (вплоть до фашистской) литературы. Эта оценка не подверглась ревизии до сегодняшнего дня, в чем, по-видимому, следует искать главную причину отсутствия интереса российских исследователей к творчеству Пауля Эрнста и в наши дни. Автор статьи выражает надежду, что ситуация изменится в лучшую сторону, показывая возможные подходы к изучению многогранного творчества немецкого писателя, незаслуженно обойденного вниманием отечественной науки. В статье также приводятся примеры изучения творчества Эрнста автором данной работы в 2000-е годы, прежде всего, в связи с его вкладом в рецепцию русской классической литературы. К сожалению, эта сторона творчества Эрнста до недавнего времени вообще не освещалась отечественным литературоведением. Выражается надежда на то, что предпринимаемая автором статьи пропаганда творчества немецкого писателя окажется полезной в плане обращения к нему переводчиков художественной литературы.
Ключевые слова: НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НЕМЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; НАУЧНАЯ РЕЦЕПЦИЯ; НЕОКЛАССИЦИЗМ; МАРКСИСТСКАЯ ЭСТЕТИКА; КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ; ФАШИЗМ

Для цитирования:

Kudryavtseva, T. V.  Zur Rezeption des Werkes von Paul Ernst in Russland / T. V. Kudryavtseva // Филологический класс. – 2019. – №3 (57). – С. 134-142. DOI 10.26170/FK19-03-19.