Вам может быть интересно:
Архив журнала
«Под Холмом» Обри Бердсли и «Южный ветер» Нормана Дугласа: к проблеме рецепции
- 1049
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-19
Аннотация: В статье исследуется рецепция незаконченного прозаического произведения «Под Холмом» Обри Бердсли и авторских иллюстраций в романе Нормана Дугласа «Южный ветер». Анализ проводится с помощью интермедиального и интертекстуального, а также историко-поэтологического методов исследования. Роман Дугласа «Южный ветер» не исследовался ранее в аспекте историко-литературной проблемы рецепции. В результате анализа мы пришли к выводам, что рецепция Дугласом произведения Бердсли «Под Холмом», особенно при создании образа главного героя Дэниса Фиппса, обусловлена сходной попыткой освобождения героев от условностей времени. Произведения сближают традиции жанра романа, эстетизм, гедонизм и ирония. В произведении Бердсли «Под Холмом» образ Тангейзера создан через описание его внешнего эстетизированного облика. В романе Дугласа «Южный ветер» Дэнис представлен как герой размышляющий, задающий вопросы, захваченный пантеистическими и христианскими идеями. У Бердсли все действие произведения происходит в пещере под Холмом Венеры. У Дугласа эпизод с пещерой является ступенькой в становлении героя. Путь Тангейзера, его любовные приключения определены подзаголовком к роману, претекстами и легендой. Дэнис проходит путь от разочарования в идеях поэтического творчества, эстетизма, любви, он не реализовал желание стать художником в духе раннего немецкого романтизма. После третьего посещения пещеры-таверны герой отказывается от вакханалии и дионисийства и обретает суровость и интеллектуальную наполненность, что Дуглас интерпретирует в ироничном свете. Имя Дэниса как отражение имени Диониса говорит о противопоставлении героя культу древнегреческого бога, символами которого были скитания и фаллические культы. Неопределенность героя становится возможностью его развития, движения и изменения. Дэнис перестал быть поэтом, не стал художником или приверженцем вакхических культов. Его характер решается в реалистическом ключе. Пещера Меркурия, связанная со становлением Дэниса, заменяется на таверну, вакхический смысл которой интерпретирован иронически.
Ключевые слова: Романы; рецепции; английская литература; английские писатели; литературное
творчество; литературные жанры; литературные сюжеты; литературные образы.
Для цитирования:
Новокрещенных, И. А. «Под Холмом» Обри Бердсли и «Южный ветер» Нормана
Дугласа: к проблеме рецепции / И. А. Новокрещенных // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 179-193. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-19.
For citation
Novokreshchennykh,I. A. (2022). “Under the Hill” by Aubrey Beardsley and “South Wind” by Norman Douglas: to the Problem of Reception. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 179-193. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-19.
Об авторе (авторах) :
Новокрещенных И. А.
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0877-4823
Сроки публикации:
Дата поступления: 14.07.2021; дата публикации: 30.03.2022Список литературы:
Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. – СПб. : Азбука, 2000. – 304 с.
Белоусов, М. Г. Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII–XX веков: К проблеме «вечных героев» европейской литературы : дис. … канд. филол. наук / Белоусов М. Г.. – М., 2003. – 172 с.
Берджесс, Э. Пламя жизни: Судьба и творчество Д. Г. Лоуренса / Э. Берджесс ; пер. с англ. и прим. А. Николаевской. – М. : Центр книги Рудомино, 2017. – 464 с.
Бердслей, О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма / О. Бердслей ; сост. Л. Володарская. – М. : Эксмо-пресс, 2001. – 368 с.
Боннер, А. Т. Избранные труды : в 7 т. Т. VII. Судьбы художников, художественных коллекций и закон / А. Т. Боннер. – М. : Издательство «Проспект», 2017. – 519 с.
Бочкарева, Н. С. Реминисценция О. Бердсли в экфрастическом цикле М. Кузмина «Северный веер» / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина // Экфрастические жанры в классической и современной литературе / под общ. ред. Н. С. Бочкаревой. – Пермь : Перм. гос. нац. иссл. ун-т., 2014. – C. 74–93.
Бочкарева, Н. С. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина. – Пермь, 2010. – 254 с.
Венгерова, З. Дюдеффан, Мария / З. Венгерова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XI. – 1893. – С. 369.
Вязова, Е. Гипноз англомании: Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX–XX веков / Е. Вязова. – М. : НЛО, 2009. – 576 с.
Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2016. – 704 с. – (Культурный код).
Дуглас, Н. Южный ветер / Н. Дуглас ; пер. с англ. С. Ильина. – М. : Б.С.Г.-ПРЕСС, 2004. – 527 с.
Жантиева, Д. Г. Английская литература от первой до второй мировой войны / Д. Г Жантиева // История английской литературы : в 3 т. Т. 3. – М. : АН СССР, 1958. – С. 350-447.
Кузнецов, Г. А. Каким Р. Вагнер представлял своего Тангейзера / Г. А. Кузнецов // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2016. – № 1 (22). – С. 31-36.
Лосев, А. Ф. Дионис / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. Т. 1. – М. : Сов. энцикл., 1980. – C. 380-381.
Лосев, А. Ф. Пан / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. Т. 2. – М. : Сов. энцикл., 1982. – C. 279.
Новалис. Генрих фон Офтердинген / Новалис ; изд. подг. В. Б. Микушевич. – М. : Ладомир ; Наука, 2003. – 280 с. – («Литературные памятники»).
Новокрещенных, И. А. Образы современных художников в романе Дж. Голсуорси «Белая обезьяна» / И. А. Новокрещенных // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Т. 12, вып. 3. – С. 95-106. – DOI: 10.17072/2073- 6681-2020-3-95-106.
Новокрещенных, И. А. Художественные связи О. Бердсли и Д. Лоуренса / И. А. Новокрещенных // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2018. – № 53. – С. 207-223. – DOI: 10.17223/19986645/53/14.
Новокрещенных, И. А. Образ графа Коловеглиа в романе Н. Дугласа «Южный ветер» / И. А. Новокрещенных, О. И. Тляшева // Мировая литература в контексте культуры. – 2019. – Вып. 8 (14). – С. 62-68.
Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России : каталог. – М. : ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2014. – 212 с.
Останин, Б. Тридцать семь и два. Первое полугодие: схемы, мифы, догадки, истории на каждый день 2018 года с 7 января / Б. Останин. – СПб. : Издательство «Пальмира» ; М. : ООО «Книга по требованию», 2018. – 319 с. – (Серия «Премия Андрея Белого»).
Рейнгольд, Н. И. Мосты через Ла-Манш: Британская литература 1900–2000-х / Н. И. Рейнгольд. – М. : РГГУ, 2012. – 608 с.
Рейнгольд, Н. И. Неквадратный Норман Дуглас / Н. И. Рейнгольд // Дуглас Н. Южный ветер / пер. с англ. С. Ильина. – М. : Б.С.Г.-ПРЕСС, 2004. – С. 5-18.
Савельев, К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление / К. Н. Савельев. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 344 с.
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века / Г. Ю. Стернин. – М. : Сов. художник, 1984. – 296 с.
Табункина, И. А. Cтихотворение М. Кузмина «Fides Apostolika» (1921) в контексте литературного и графического наследия Обри Бердсли / И. А. Табункина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2013. – Вып. 3 (23). – С. 120-129.
Табункина, И. А. «Три музыканта» О. Бердсли и «Тени косыми углами…» М. А. Кузмина: сопоставительный анализ стихотворений / И. А. Табункина // Мировая литература в контексте культуры. – 2012b. – Вып. 1 (7). – С. 210-220.
Табункина, И. А. Рецепция Обри Бердсли в стихотворении М. Кузмина «Приглашение» / И. А. Табункина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012а. – Вып. 2 (18). – С. 121-130.
Топоров, В. Н. Еда / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. Т. 1. – М. : Сов. энцикл., 1980. – С. 427-429.
Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 408 с.
Beardsley, A. Under the Hill / A. Beardsley // Wilde O. Salome. Beardsley A. Under the Hill. – L. : Creation Books, 1996. – P. 65-123.
Boni, D. Frederick Folfe and Norman Douglas: two willing exiles in the twentieth century Italy / D. Boni // Norman Douglas (1868 Thüringen – 1952 Capri). – Bregenz : Vorarlberger Landesmuseum, 2000. – P. 26-29.
Douglas, N. South Wind / N. Douglas. – London : Martin Secker, 1922 (reprint by Book Renaissance). – 464 p.
In Black and White. The Literary Remains of Aubrey Beardsley. Including “Under the Hill”, “The Ballad of a Barber”, “The Free Musicians”, “Table Talk” and Other Writings in Prose and Verse / ed. by S. Calloway and D. Colvin. – L. : Cypher ; MIIM, 1998. – 201 р.
Knight, С. Norman Douglas in Siren Land Norman / C. Knight // Douglas: Symp., Thüringen, Vlbg. 25.11.2000. – Bregenz : Vorarlberger Landesmuseum, 2001. – P. 29-31.
Knight, С. Walking in Ischia, in Norman Douglas’ footsteps / C. Knight // Norman Douglas (1868 Thüringen – 1952 Capri). – Bregenz : Vorarlberger Landesmuseum, 2000. – P. 131-133.
Liddel, H., Scott, R. Greek-English lexicon / H. Liddel, R. Scott. – N. Y. : Harper and Brothers, Franklin – Square, 1883. – 1806 p.
Orel, H. Popular Fiction in England, 1914–1918 / H. Orel. – Lexington, Kentucky : The university press of Kentucky, 1992.
Raby, P. Aubrey Beardsley and the Nineties / P. Raby. – L. : London Houser, Great Eastern Wharf Parkgate Road, 1998. – 117 p.
Weintraub, S. Beardsley. A biography / S. Weintraub. – N. Y. : Braziller, 1967. – 293 p