Вам может быть интересно:
Архив журнала
Бернхард и Елинек: поэтика «бесконечных тирад»
- 925
- Article: PDF
Аннотация: В статье сопоставляется поэтика двух австрийских писателей, Томаса Бернхарда (1931–1989) и Эльфриды Елинек (р. 1946), с точки зрения воплощенной в ней перформативности и музыкальности. Выражение «литература бесконечных тирад» звучит в некрологе, написанном Елинек в память об умершем от неизлечимой болезни (саркоидоза) Томасе Бернхарде. Этот текст можно считать также программным выражением собственной поэтологии Эльфриды Елинек. Метафора «тела-фабрики» писателя, вынужденного непрерывно порождать текст, чтобы продолжать жить, выдвинутая Елинек в отношении Бернхарда, берется нами в качестве интерпретативного ключа к истолкованию «секвенциального» (К. Мартен) стиля двух австрийских авторов. Отказываясь от характерных для реализма жизнеподобия и повествовательной связности, Бернхард и Елинек замещают «миметический порядок» (К. Прендергаст) линейно-композиционной связностью, подражая формам джазовой импровизации, барочной полифонии, технике «бесконечной мелодии» Вагнера. Сравнительный анализ их прозы, эссеистики и некоторых драм позволил выявить следующие общие стилевые черты: 1) маньеризм как отображение модернистской герметической традиции, а также стиль, позволяющий противостоять поп-культуре с ее требованием по отношению к литературному произведению быть понятным и комфортным для читателя; 2) предпочтение сценических искусств и музыки, отобразившееся в перформативности текстов; 3) концептуализация мира как барочного theatrum mundi; 4) трагикомическое мироощущение; 5) амбивалентная репрезентация фрагмента и целого, смерти и жизни посредством диалектики разрушения и оцельнения, нередко в форме parodia sacra; 6) экзистенциальное понимание молчания и речи как соответственно смерти и отсрочки смерти; 7) создание квазимузыкальной прозы, в которой усилено ритмико-синтаксическое и композиционное начало; 8) гипертрофия искусственности художественного мира и языка; 9) саморефлексивность художественной формы. Данные поэтологические признаки позволяют выявить своеобразное «избирательное сродство» двух австрийских писателей, а их поэтику «бесконечных тирад» интерпретировать как результат напряженных поисков утраченной классической целостности формы и смысла, которая может быть воскрешена в ХХ – начале ХХI вв. лишь в форме гротеска.
Ключевые слова: Томас Бернхард; Эльфрида Елинек; австрийская литература ХХ века; маньеризм; модернизм; постмодернизм; интермедиальность; перформативность; музыкальность прозы
Для цитирования:
Котелевская, В. В. Бернхард и Елинек: поэтика «бесконечных тирад» / В. В. Котелевская // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №2. – С. 173-185.
For citation
Kotelevskaya, V. V. (2023). Bernhard and Jelinek: The Poetics of “Endless Tirades”. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №2. P. 173-185.
Об авторе (авторах) :
Котелевская В. В.
Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2650-7462
Сроки публикации:
Дата поступления: 09.03.2023; дата публикации: 30.06.2023Список литературы:
Adorno, Th. W. Musik, Sprache und ihr Verhältnis im gegenwärtigen Komponieren / Th. W. Adorno // Adorno Th. W. Gesammelte Schriften: Musikalische Schriften I–III. Bd. 16. Hrsg. von R. Tiedemann. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1978. – S. 649–664.
Adorno, Th. W. Versuch über Wagner / Th. W. Adorno // Adorno Th. W. Die Musikalischen Monographien. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1986. – S. 7–148.
Beckett, S. Dante… Bruno. Viko… Joyce / S. Beckett // Critical Essays on James Joyce / ed. by B. Benstock. – Boston, Mass. : G.K. Hall & Co, 1985. – P. 45–56.
Beckett, S. Three Novels: Molloy, Malone Dies, The Unnamable / S. Beckett. – New York : Grove Atlantic Inc., Kindle Edition (o. J.).
Benjamin, W. „Zum Bilde Proust“ / W. Benjamin // Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. II. 1 / Hrsg. von R. Tiedemann und H. Schweppenhäuser. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1977. – S. 310–323.
Bernhard, Th. Amras / Th. Bernhard // Bernhard Th. Werke. – Bd. 11 von 22 / Hrsg. von M. Huber und W. Schmidt-Dengler. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2004.
Bernhard, Th. Beton / Th. Bernhard // Bernhard Th. Werke. – Bd. 5 von 22 / Hrsg. von M. Huber und W. Schmidt-Dengler. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2006.
Bernhard, Th. Gedichte / Th. Bernhard // Bernhard Th. Werke. – Bd. 21 von 22 / Hrsg. von M. Huber und W. Schmidt-Dengler. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2015.
Betten, A. „Kerkerstrukturen. Thomas Bernhards syntaktische Mimesis“ / A. Betten // Rhetorik und Sprachkunst bei Thomas Bernhard / Hrsg. von J. Knape und O. Kramer. – Würzburg : Königshausen & Neumann, 2011. – S. 63–80.
Betten, A. Thomas Bernhards Syntax: Keine Wiederholung des Immergleichen / A. Betten // Deutsche Grammatik – Thema in Variationen. Festschrift für Hans-Werner Eroms zum 60. Geburtstag / Hrsg. von K. Donhauser und L. M. Eichinger. – Heidelberg : Universitätsverlag Winter, 1998. – S. 169–190.
Blumenberg, H. Wirklichkeitsbegriff und Möglichkeit des Romans (1964) / H. Blumenberg // Blumenberg H. Ästhetische und metaphorologische Schriften: Auswahl und Nachwort von Anselm Haverkamp. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2001. – S. 47–73.
Dahlhaus, C. „Warum ist neue Musik so schwer verständlich?“ Plädoyer für ein historisches Verständnis / C. Dahlhaus // Zeugen des Wissens / Hrsg. von M. Maier-Leibnitz. – Mainz : Hase und Koehler, 1986. – S. 939–956.
Derrida, J. / J. Derrida. – Die Schrift und die Differenz. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1972. – 451 S.
Eyckeler, F. Reflexionspoesie: Sprachskepsis, Rhetorik und Poetik in der Prosa Thomas Bernhards / F. Eyckeler. – Berlin : Erich Schmidt, 1995. – 293 S.
Honold, A. Erzählstruktur / A. Honold // Bernhard-Handbuch: Leben – Werk – Wirkung / Hrsg. von M. Huber und M. Mittermayer (unter Mitarbeit von B. Judex). – Stuttgart : J. B. Metzler, 2018. – S. 437–445.
Janke, P. Musik als „reinste und gläsernste Abstraktion“. Kompositionen, Texte für Kompositionen und Libretti von Elfriede Jelinek / P. Janke // Österreichische Musik-Zeitschrift: Ein Europäisches Forum. – 2015. – Jg. 70. – Heft 5. – S. 43–52.
Janner, M. Der Tod im Text: Thomas Bernhards Grabschriften. Dargestellt anhand von frühen Erzählversuchen aus dem Nachlaβ, der Lyrik und der späten Prosa / M. Janner. – Frankfurt am Main : Peter Lang, 2003. – 348 S.
Jelinek, E. Das macht nichts: Eine kleine Tragödie des Todes / E. Jelinek. – Reinbek bei Hamburg : Rowohlt Taschenbuch, 2004. – 91 S.
Jelinek, E. Das Parasitärdrama / E. Jelinek. – 2011. – URL: https://www.elfriedejelinek.com/ (mode of access: 20.01.2023). – Text : electronic.
Jelinek, E. Das Schweigen / E. Jelinek. – 2000. – URL: https://www.elfriedejelinek.com/ (mode of access: 20.01.2023). – Text : electronic.
Jelinek, E. „Der Einzige und wir, sein Eigentum“ / E. Jelinek // Elfriede Jelinek und Thomas Bernhard: Intertextualität – Korrelationen – Korrespondenzen / Hrsg. von P. Reinert und C. Götze. – Berlin ; Boston : De Gruyter, 2019. – S. 11–16.
Jelinek, E. rein GOLD: ein Bühnenessay / E. Jelinek. – Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 2013. – 223 S.
Löffler, S. „Ich bin ja ein musikalischer Mensch“: Thomas Bernhard und die Funktion der Musik in seinem literarischen Werk / S. Löffler. – Wien ; Köln ; Weimar : Böhlau, 2018. – 325 S.
Lücke, B. www.todsuende.com: Lesarten zu Elfriede Jelineks Neid / B. Lücke. – Wien : Praesens, 2009. – 263 S.
Marten, C. Bernhards Baukasten: Schrift und sequenzielle Poetik in Thomas Bernhards Prosa / C. Marten. – Berlin ; Boston : de Gruyter, 2020. – 400 S.
Prendergast, C. The order of Mimesis: Balzac, Stendhal, Nerval, Flaubert / C. Prendergast. – Cambridge : Cambridge University Press, 1986. – 304 p.
Riedle, G. „Mehr, mehr, mehr!“ Zu Elfriede Jelineks Verfahren der dekorativen Wortvermehrung / G. Riedle // Text + Kritik. – 1999. – Heft 117. – S. 137–145.
Sanders, W. Gutes Deutsch – Besseres Deutsch: Praktische Stillehre der deutschen Gegenwartssprache / W. Sanders. – Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1986. – 237 S.
Schmidt-Dengler, W. Der Übertreibungskünstler. Studien zu Thomas Bernhard / W. Schmidt-Dengler. – Wien : Sonderzahl, 1997. – 125 S.
Solibakke, K. Schweigen der Zeichen: Bernhards Beton und Jelineks Schweigen / K. Solibakke // Elfriede Jelinek und Thomas Bernhard: Intertextualität – Korrelationen – Korrespondenzen / Hrsg. von P. Reinert und C. Götze. – Berlin ; Boston : De Gruyter, 2019. – S. 199–214.
Ullyot, J. The Medieval Presence in the Modernist Literature. The Quest to Fail / J. Ullyot. – New York : Cambridge University Press, 2015. – 275 p.
Vill, S. Von Rheingold zu Rein Gold. Intertexte aus Richard Wagners „Der Ring des Nibelungen“ in Elfriede Jelineks Bühnenessay / S. Vill // JELINEK[JAHR]BUCH. – 2013. – S. 73–89.
Voica, A. Selbstmordverschiebung. Zu Thomas Bernhards Schreibverhalten im Prosawerk: PhD Thesis / A. Voica. – Berlin, 2008. – 275 S.
Wolf, W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality / W. Wolf. – Amsterdam ; Atlanta : Rodopi, 1999. – 272 p.