Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-2-138-146
Аннотация: Статья посвящена творчеству писателя-битника У. Берроуза, рассматриваемому в контексте современной ему американской литературы. Поскольку внимание авторов статьи сосредоточено прежде всего на романе Берроуза «Голый завтрак» (1959), контекстом для романа оказываются, в частности, его более ранние («Интерзона», «Джанки») и более поздние («Мягкая машина», «Билет, который лопнул») произведения. Речь идет о становлении постмодернистской поэтики в романе «Голый завтрак», таким образом, соотношение романа с другими модернистскими и постмодернистскими художественными произведениями также определяет уровень контекста. Наиболее развернуто представлено сравнение романа У. Берроуза «Голый завтрак» с другим известным текстом, хронологически близким ему по времени создания, – романом Т. Пинчона «V.» (1961). Авторы статьи, говоря о формировании постмодернизма в творчестве писателя-битника, опирались на классификацию, предложенную И. Хассаном. Несмотря на многочисленные труды, которые посвящены постмодернизму в литературоведении последних десятилетий, представляется интересным выявить соответствие художественной практики американских романистов современной ей теории. В результате сопоставительного анализа выявлено, что, с одной стороны, обозначенные И. Хассаном черты модернистской поэтики проявляли себя в текстах разных авторов не только первой, но и второй половины ХХ в. С другой стороны, в соответствии с той же классификацией можно утверждать, что уже в творчестве У. Берроуза происходит переход от одной художественной парадигмы к другой. Роман Т. Пинчона «V.» рассматривается как показательное произведение постмодернизма, продемонстрировавшее черты и возможно- сти постмодернистский поэтики.
Ключевые слова: У. Берроуз; Т. Пинчон; американский литературный авангард 1960-х; школа черного юмора; постмодернизм; деконструкция; телесность

Для цитирования:

Жиляков, Н. А. Человек «с винтом» и прочими излишествами в романах У. Берроуза и Т. Пинчона 1960-х гг. / Н. А. Жиляков, Е. Г. Доценко // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №2. – С. 138-146. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-138-146.

For citation

Zhilyakov, N. A., Dotsenko, E. G. (2024). A Boy “With a Golden Screw” and Other Extra Details in William Burroughs’ and Thomas Pynchon’s Novels of the 1960s. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №2. P. 138-146. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-138-146.

Об авторе (авторах) :

Жиляков Н. А. 

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8142-5507

SPIN-код: 8942-4745

 

Доценко Е. Г.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7167-3865

SPIN-код: 9458-3020

Сроки публикации:

Дата поступления: 02.05.2024; дата публикации: 24.06.2024

Список литературы:

Аствацатуров, А. А. Генри Миллер: художественное и документальное / А. А. Аствацатуров // Филология и культура. – 2016. – № 4. – С. 102–109.

Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. Бахтин. – М. : Эксмо, 2015. – 640 c.

Беккет, С. Трилогия (Моллой, Мэлон умирает, Безымянный) : пер. с франц. и англ. /С. Беккет. – СПб. : Издательство Чернышова, 1994. – 464 с.

Берроуз, У. Билет, который лопнул / У. Берроуз ; пер. с англ. В. Когана. – М. : АСТ ; АСТ МОСКВА, 2010a. – 222 с.

Берроуз, У. Интерзона / У. Берроуз ; пер. с англ. Н. Н. Абдулина. – М. : АСТ, 2010b. – 288 с.

Зверев, А. Американский авангард 60-х: тридцать лет спустя. Второе свидание // Иностранная литерату- ра. – 1997. – № 2. – С. 209–217.

Зверев, А. Энигма / А. Зверев // Иностранная литература. – 1996. – № 3. – С. 209–212.

Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь постмодернистских терминов / И. П. Ильин. – М. : ИНИОН РАН INTRADA, 2001. – URL: http://niv.ru/doc/dictionary/postmodernism-literature/index.htm (дата обращения: 19.06.2024). – Текст : электронный.

Керуак, Дж. Вера в технические приемы в современной прозе / Дж. Керуак // Антология поэзии битни- ков / пер. с англ. и сост. Г. Андреева. – М. : Ультра. Культура, 2004. – С. 619–621.

Киреева, Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики / Н. В. Киреева. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2013. – 383 с.

Киреева, Н. В. Томас Пинчон и массовая культура / Н. В. Киреева // Вестник ТГУ. – 2009. – № 8 (76). – С. 241–245.

Кнабе, Г. С. Знак. Истина. Круг (Ю. М. Лотман и проблема постмодерна) / Г. С. Кнабе // Лотмановский сборник. – М., 1995. – Вып. 1.– С. 266–277.

Кожевников, Н. Н. Постмодернизм / Н. Н. Кожевников // Наука и техника в Якутии.  – 2005. – № 2. – С. 103–107.

Лало, А. Е. Поэтика романов Томаса Пинчона : автореф. дис      канд. филол. наук / Лало А. Е. ; Ин-т миро-

вой лит. им. А. М. Горького РАН. – М., 2002. – 26 с.

Мясникова, А. С. Социально-философский анализ феномена контркультуры : автореф. дис. … канд. фи- лол. наук / Мясникова А. С. – М., 2008. – 24 с.

Одье, Д. Интервью с Уильямом Берроузом / Д. Одье ; пер. с англ. Н. Абадулина. – М. : АСТ ; Астрель ; Вла- димир : ВКТ, 2011. – 315 с.

Пинчон, Т. V. : роман / Т. Пинчон ; пер. с англ. М. В. Немцова. – СПб. : Издательство «Азбука», 2023. – 667 с. Соколова, Е. В. Лало А. Томас Пинчон и его Америка: загадки, параллели, культурные контексты. –

Минск: РИВШ БГУ, 2001. – 268 с. / Е. В. Соколова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зару- бежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. – 2004. – № 1. – С. 213–222.

Фуко, М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / М. Фуко ; пер. с франц. В. Наумова. – М. : Ад Мар- гинем Пресс, 2018. – 416 с.

Хаустов, Д. С. Берроуз, который взорвался. Бит-поколение, постмодернизм, киберпанк и другие оскол- ки / Д. С. Хаустов. – М. : Индивидуум, 2020. – 320 с.

Burroughs, W. Junkie / W. Burroughs. – New York : Penguim Books, 1977. – 157 p. Burroughs, W. Naked Lunch / W. Burroughs. – New York : Grove Weidenfeld, 1992. – 232 p. Friedman, B. J. Black Humor / B. J. Friedman. – New York : Bantam Books, 1965. – 174 p.

Ginsberg, A. The Best Minds of My Generation: A Literary History of The Beats / A. Ginsberg ; ed. by B. Morgan. – New York : Grove Press, 2017. – 460 p.

Harris, O. William Burroughs and the secret of fascination / O. Harris. – Southern Illinois University Press, 2006. – 304 p.

Hassan, I. The dismemberment of Orpheus: Toward a postmodern literature / I. Hassan. – Madison, Wisconsin : University of Wisconsin Press, 1982. – 314 p.

Hassan, I. The Subtracting Machine: The Work of William Burroughs / I. Hassan // Skerl J. William S. Bur- roughs. At the Front: Critical Reception, 1959–1989. – Southern Illinois University Press, 1991. – P. 53–67.

Miles, B. William Burroughs: El Hombre Invisible / B. Miles. – London : Virgin, 1998. – 238 p.

Pynchon, T. V. : a novel / T. Pynchon. – Philadelphia ; New York : J. B. Lippincott Company, 1963. – 492 p.

Shulz, M. F. Black humor fiction of the sixties: a pluralistic definition of man and his world / M. F. Shulz. – Athens : Ohio University Press, 1973. – 156 p.

Tytell, J. Naked angels: the lives & literature of the Beat generation / J. Tytell. – New York : McGraw-Hill, 1976. – 276 p.