Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-16
Аннотация: Статья посвящена анализу лирического характера миниатюры В. П. Астафьева «Падение листа», которая входит в одноименную Тетрадь его книги «Затеси». Исследование базируется на трудах ученых (Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликовой, А. Хансен-Лёве и др.) о малых формах ХХ века, вбирающих в себя свойства стиховых форм. Использованная нами методика мотивного анализа позволила выявить черты софийности и показать, как «смена и взаимосоотнесенность разных граней вечно женственного» становится началом, организующим лирический сюжет. Определен основной прием уподобления человеческого исхода березовому листу, покидающему своих собратьев. В ходе анализа была выявлена множественность оттенков этого состояния, лежащих в основе лирического сюжета. Показывается, как Астафьев посредством повторений, нанизываний однородных членов, единоначатий, ассоциативных связей создает образ мгновения длиною в вечность. Проявлен особый характер лирического субъекта: приближенный к автору лирический повествователь показан в способности, во-первых, стягивать в свой внутренний мир внешнее пространство, что позволяет ему «увидеть сущностные свойства бытия в координатах Вечности»; во-вторых, быть транслятором «природного сознания», т.е. обнаруживать черты сверх-видения.
Ключевые слова: ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ МИНИАТЮРЫ, МАЛЫЕ ФОРМЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СОФИЙНОСТЬ

Для цитирования:

Стадниченко, В. А. «Затеси» В. П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «Первой тетради» / В. А. Стадниченко, Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 100-103. DOI 10.26710/fk17-02-16 .