Архив журнала
Перевоплощение как способ самоидентификации в литературе русской эмиграции первой волны
- 1719
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-04-16
Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты творчества И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева, В. Ходасевича, А. Ремизова, В. Сирина, связанные с переосмыслением биографических легенд и художественных образов классиков русской литературы XIX века. Цель статьи — раскрыть стилевые пути и способы «присвоения» эмигрантами первой волны классических стилевых приемов, сюжетов, литературных схем. Комментируются психоаналитические предпосылки стилистического перевоплощения, выявляются приемы автопроекции. Обсуждаются, в частности, примеры сближений фактов своей биографии с событиями из жизни предшественника, к которым прибегает И. Бунин в книге «Освобождение Толстого». В жизнеописании А. С. Пушкина и ряде пушкиноведческих статей Вл. Ходасевича отчетливо проступают элементы его собственного «автопортрета». Показано, что И. Шмелев перенял некоторые мотивы прозы и стилевые приемы Ф. М. Достоевского, спроецировав на собственную персону эмблематические черты писателя-пророка. С этих же позиций анализируется книга «Жизнь Тургенева» Б. Зайцева: в ней автор «Отцов и детей» представлен религиозным писателеммистиком. Показательна и книга «Огонь Вещей» А. Ремизова, в которой развернут металитературный миф о Н. В. Гоголе, причем ключевые элементы этого мифа можно считать конспиративными проявлениями авторефлексии самого Ремизова. Сделан вывод о том, что металитературность в русской литературе первой половины ХХ века вообще, особенно в эмигрантском ее крыле, становится одной из важнейших стилевых тенденций.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА ЭМИГРАЦИИ, РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ, АВТОПРОЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕФЛЕКСИЯ, МЕТАЛИТЕРАТУРНОСТЬ
Для цитирования:
Блищ, Н. Л. Перевоплощение как способ самоидентификации в литературе русской эмиграции первой волны / Н. Л. Блищ // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С. 108-111. DOI 10.26710/fk17-04-16 .