Рубрика: К 150-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ А. М. ГОРЬКОГО
Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-12
Аннотация: Отношение М. Горького к проблеме социалистического реализма значительно сложнее, чем принято считать. Для его понимания необходимо комплексно рассматривать эволюцию Горького как интеллектуала, политика и писателя. Горький чувствовал «необходимость обогащения марксизма как экономического и социально-политического учения морально-этическим и философско-религиозным смыслом» и был воодушевлен глубокой верой в человека. Его понимание марксизма осложнялось романтическим и ницшеанским видением жизни, усвоенным из философии Ницше. Во время своего путешествия в Соединенные Штаты Горький впервые определил социализм как будущую религию Человечества, которая освободит весь мир от нищеты и власти богатства. Этим идеям Горький останется верен всю жизнь. Неслучайно, писатель использовал для своего доклада на I Съезде советских писателей текст статьи, опубликованной в 1909 году под заголовком «Разрушение личности» в сборнике «Очерки философии коллективизма», отвергнутой Лениным, усмотревшим в ней присутствие богдановских идей, а в 1934 году без оговорок принятой Сталиным. В докладе звучала проповедь религии человечества, искупленной мистикой труда — идеи, которая захватила его во времена дружбы с Луначарским. Чтобы вписаться в новую партийную идеологию, Горькому не пришлось внутренне перестраиваться. В крестьянстве, поставленном под контроль сталинской политикой, видится ему уже не анархическая угроза, как в 1917 году, а возможность трудного и долгожданного культурного искупления. Идея социалистической индустриализации России была ближе Горькому, чем ленинская идея революции. Горьковское понимание социалистического реализма соотносится с религиозным пониманием правды и вымысла: писатели могли не выдумывать, а писать по вдохновению, исходящему свыше. В этом контексте выясняется, что горьковское определение социалистического реализма не укладывалось в русло ленинской мысли, а опиралось на «ересь», резко раскритикованную Лениным. Оно было отражением традиционной русской религиозности, настрой которой прекрасно чувствовал бывший семинарист Иосиф Виссарионович. На Первом съезде советских писателей стало очевидно, что идея «богостроительства», развитая в повести «Исповедь», вновь возродилась в речи Горького в несколько завуалированном, но узнаваемом виде. Публицистический успех, который имела его речь, помешал ее правильному истолкованию. Очевидно, нельзя называть Горького «основоположником социалистического реализма», не учитывая эволюции его литературнохудожественной позиции, поскольку это приведет к упрощению и искажению реальной картины.
Ключевые слова: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ; МАРКСИЗМ; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Чони, П. Горький и "Евангелие новой веры" / П. Чони // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 70-75. DOI 10.26710/fk18-02-12 .