Вам может быть интересно:
Архив журнала
Жанровая природа нарративных стратегий
- 1972
- Рубрика: ЛЕЙДЕРМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ЭСТЕТИКА МИНИМАЛИЗМА
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-03
Аннотация: Работа посвящена возможностям приложения современных нарратологических изысканий к литературоведческому изучению эпических жанров. Речь идет об основных исторически продуктивных типах художественных высказываний, образующих сферу литературной эпики: эпопея, повесть, новелла, роман, очерк, рассказ. Эти базовые жанровые
образования различаются, прежде всего, осуществляемыми ими нарративными стратегиями. В статье конкретизируется
понятие нарративной стратегии. Вводится фундаментальная категория «нарративной картины мира», определяющая природу событийности в повествуемом мире. В частности, нарратор может исходить из того, что в мире все уже было и снова
будет, как при смене времен года. При этом истинным событием является только одно — самое первое, прецедент всех последующих подобных ему событий. Такова прецедентная картина мира — фундамент нарративной стратегии героического
сказания, а впоследствии литературной эпопеи. Повествование может строиться на том исходном допущении, что жизнь
определяется не циклическими повторениями, а верховным миропорядком, несущим в себе закон высшей справедливости.
Такова императивная картина мира, на которой основывается нарративная стратегия притчи, а впоследствии литературного
жанра повести. Наконец, жизнь может мыслиться как авантюрный поток случайностей, где возможно самое невероятное
стечение обстоятельств. Такова окказиональная картина мира, на которой основывается нарративная стратегия анекдота, а
впоследствии литературной новеллы.
Для более основательной характеристики жанровых стратегий данная категория дополняется понятиями о стратегических «форме героя» (тип нарративной идентичности персонажа) и «форме авторства» (тип нарративного слова). Особое
внимание уделено менее очевидным для современной литературной теории жанрам рассказа и очерка. Оба представляют
собой построманные жанровые образования. Жанровая стратегия художественных очерков, сформировавшаяся в недрах
натуральной школы, парадоксальным образом аналогична прецедентной стратегии сказания. Нарративная же стратегия
рассказа, в качестве самостоятельного жанра сформировавшегося в творчестве Чехова, базируется на вероятностной картине мира, формируемой взаимодополнительностью притчевой императивности и окказиональности анекдота.
Ключевые слова: НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ; НАРРАТИВНАЯ КАРТИНА МИРА; НАРРАТИВЫ; СКАЗАНИЯ; ПРИТЧИ; АНЕКДОТЫ; ЖИЗНЕОПИСАНИЯ; ПОВЕСТИ; НОВЕЛЛЫ; РОМАНЫ; ОЧЕРКИ; РАССКАЗЫ
Для цитирования:
Тюпа, В. И. Жанровая природа нарративных стратегий / В. И. Тюпа // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 19-24. DOI 10.26710/fk18-02-03.