Рубрика: КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-01
Аннотация: Рассматриваются основные этапы формирования этнопоэтики как научного направления, выясняется роль этнологических исследований в сфере философии культуры, посвященных проблемам русского национального характера, русского мировоззрения, национальной картины мира. Проблема «литературной трансплантации» (термин Д. С. Лихачева) прослеживается на материале полемики П. Катенина с Жуковским по поводу русского варианта жанра баллады. Вскрываются адаптивные механизмы в сфере наследования русской культурой (как стороной принимающей) некоторых идейно-эстетических комплексов, привносимых с Запада. С опорой на работы В. А. Захарова дается обоснование термина «этнопоэтика», в котором подчеркивается органическая связь сразу двух начал, одно из которых сводится к базовым категориям этнокультурного порядка (в нашем случае – аксиологическим основам национальной духовно-религиозной традиции), а другое оперирует уже собственно филологическими категориями, напрямую выводящими в сферу исторической и онтологической поэтики. Выявляются сущностные параметры и границы современной области этнопоэтики, устанавливаются ее связи с внутренними подразделами (имагология, религиозная филология) и смежными дисциплинами (регионалистика, геопоэтика). Этнологические аспекты этнопоэтики рассматриваются на примере творчества двух русских писателей, которые по-разному осмысляли символическое пространство России, возводя его то к образу бескрайней степи (Н. В. Гоголь), то к образу громадных, полноводных рек (Д. Н. Мамин-Сибиряк), но в то же время напрямую увязывая его с богатырским характером русского народа, широтой и необъятностью русской души. В аспекте национальной типологии определяется круг системно-категориальных оснований этноконфессионального порядка, характеризующих русскую классическую словесность: соборность, пасхальность, христоцентризм, эстетика юродства и исихазма, славянский феномен дарения и нищелюбия, вера в чудо, установка на сотериологическую вертикаль (или идею духовного спасения). На примере фрагмента романа «Война и мир» Л. Н. Толстого и очерка «Томленье духа» Н. С. Лескова фиксируется отношение писателей к имагологическим образам и стереотипам. Доказывается, что рецепция и репрезентация образов «другого» (прежде всего представителя немецкой нации) в произведениях указанных авторов приобретает аксиологическую окраску, оборачиваясь имагологической рефлексией по поводу сущности русского национального характера.
Ключевые слова: ЭТНОПОЭТИКА; НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ; КОНТАКТОЛОГИЯ; ИМАГОЛОГИЯ; РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОЛОГИЯ; ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для цитирования:

Зырянов, О. В. Проблемно-методологическое поле современной этнопоэтики / О. В. Зырянов // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 8-15. DOI 10.26170/FK19-01-01.