Рубрика: К 80-летию Н.Л. Лейдермана (из материалов ХХII Всероссийской конференции "Литературная репутация как культурный механизм", 29-30 марта 2019 г., Екатеринбург)
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-08
Аннотация: В статье, имеющей постановочный характер, обозначены различные варианты применимости этической категории «репутация» к литературным реалиям и литературному процессу. Публичность творческой деятельности особенно актуализирует проблему репутации автора. Внимание к внелитературной стороне жизни писателя обозначилось впервые в эпоху романтизма, и все же в ХIX столетии текст стихотворения, поэмы и, тем более, прозаического произведения обладал презумпцией самодостаточности. Ситуация принципиально изменилась в эпоху Серебряного века: в ХХ веке, не говоря уже о XXI-м, человечество оказалось под властью больших, очень больших цифр, с которыми просто буквам, в каком бы совершенном порядке они ни предстали, соперничать крайне проблематично. Самих букв явный преизбыток. Мир тонет в океане слов, захлестывающих нас со страниц газет, журналов, книг, из наушников, с экрана телевизора, а с недавних пор – еще и компьютера. Слово писателя силятся заглушить политики, журналисты, пропагандисты. В этих условиях все чаще восприятие литературного текста стало зависеть от личностно-биографического контекста. Писатель отныне осознает себя автором не только своих книг, но и творцом собственного литературного «я». «Зрелищное» (Б. Пастернак) понимание личности и биографии литератора оказывается неизбежной реакцией как на энтропию личностного начала, обусловленную исторической реальностью, так и на превращение литературы в профессию. Тексты теперь – поэтические прежде всего, но и прозаические тоже – или умножаются на масштаб личности, или обесцениваются малостью таковой. Кроме того, в статье обращается внимание на репутационные характеристики таких категорий и реалий, как язык, национальная литература, номинации «писатель» и «поэт», период истории литературы, жанр, произведение, имя персонажа, литературная премия, книжная серия. Тезисы автора статьи иллюстрируются примерами из русской и зарубежной литературной практики XIX–XX вв.
Ключевые слова: РЕПУТАЦИЯ АВТОРА; ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС; ПИСАТЕЛИ; ПОЭТЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Для цитирования:

Быков, Л. П. Репутация в литературе. Заметки к теме / Л. П. Быков // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 67-72. DOI 10.26170/FK19-02-08.