Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-04
Аннотация: На материале двух рассказов и трех очерков исследуются гротескные формы поэтики и письма, к которым прибегает Бунин-художник, рисуя состояние русской жизни 1916–20-х годов. Показывается, что гротеск у писателя не связан с комическим и карнавально-смеховым началами его художественного мышления (М. М. Бахтин), а вырастает на почве трагического мировидения художника и содержательно соотносится с такими категориями, как страшное, абсурдное, das Unheimliche (жуткое, зловещее), чудовищное (W. Kayser, И. П. Смирнов). Выявляется многообразие гротескных форм поэтики и письма. В рассказах «Старуха» и «Безумный художник» гротескная картина мира создается целой системой контрастов, а также интермедиальным характером образного ряда, восходящим к тератологическому стилю средневекового графического искусства и принципам живописи в целом. В «Старухе» роль гротескного субъекта выполняет повествователь, акцентируя гротескную реальность гротескным нарративом. В «Безумном художнике» эта роль отводится персонажу, который не только контрастирует с окружающим миром, но и является творцом das Unheimliche, деформирующим этот мир. В очерках реальность представлена опосредованно – в различных ее отражениях / зеркалах, которые преобразуют единичное в закономерное, а также выполняют роль увеличительного стекла, еще более усиливающего чудовищность, абсурдность упомянутых фактов. В очерке «Пресловутая свинья» гротескный нарратив осуществляется многими гротескными субъектами, подавленными объективным ходом вещей, утратившими личностную идентичность и сотворившими чудовищные «документы эпохи». Очерк «Самогон и шампанское» гротескно заостряет тему интеллигентского прекраснодушия по отношению к народу. В «Супе из человеческих пальцев» гротескная образность, возникающая из эпистолярного диалога с Горьким, становится средством символического обобщения. Людоедство трактуется писателем как то, на чем держится новый режим в России. Гротеск у Бунина, обогащенный яркой вещественностью и визуальностью образного ряда, становится мощным средством концептуализации авторской мысли и ее эстетического воплощения.
Ключевые слова: ПУБЛИЦИСТИКА; ГРОТЕСК; ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; РАССКАЗЫ; ОЧЕРКИ.

Для цитирования:

Пращерук, Н. В. Гротеск в прозе и публицистике И. А. Бунина / Н. В. Пращерук // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 48–57. DOI 10.26170/FK20-02-04.