Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-16
Аннотация: Вопрос о причинах и характере конфликта между И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым хотя и имеет свою внушительную историю изучения, в настоящее время, особенно ввиду новых данных, связанных с ролью Данте в формировании романного жанра у Гончарова, заслуживает пристального внимания. В статье предлагается скорректировать представление о «гончаровской школе» (В. А. Недзвецкий) Тургенева и определить границы и степень влияния романных идей Гончарова на романное творчество Тургенева. Показывается, что к моменту близкого общения двух литераторов в 1855 г. Тургенев не был дезориентирован как романист. Он имел четкие представления о том, каким должен быть русский роман и чем отличаться от романа западноевропейского. У него был свой романный опыт, который обнаруживает движение Тургенева как романиста к «фаустовскому сюжету» как варианту «сюжета спасения», востребованного «сюжетным пространством» (Ю. М. Лотман) именно русского романа. Разновидностью «сюжета спасения» была история, рассказанная Данте в «Божественной комедии». Именно эта сюжетная модель, предполагающая «восстановление» или «пробуждение» грешника к новой жизни не «за дверью гроба», а сегодня и сейчас, была положена Гончаровым в основу архитектоники своего типа романа (как романной трилогии, так и каждого романа, в нее входящего). С большой степенью вероятности можно предположить, что дантовские темы и идеи, прежде всего идея новой жизни, спасительной женской любви, имеющей отношение к любви абсолютной, в гончаровской интерпретации были услышаны и восприняты Тургеневым. Отсюда его второй завершенный роман, «Дворянское гнездо», хотя и был, казалось бы, основан на близких роману «Рудин» сюжетных элементах, принципиально от него отличался и тяготел не к фаустовской романной модели, которая и была более характерна для Тургенева, а к дантовской, ему не очень свойственной. В статье затрагивается вопрос и о восприятии «Дворянского гнезда» современниками, которое демонстрирует, что они как раз видели в этой книге не столько трагедию, сколько историю о новой жизни героя. Однако реакция Гончарова на публикацию «Дворянского гнезда» и собственно органичность для творческого мышления Тургенева именно фаустовской системы координат увели его от романных идей Гончарова. «Дворянское гнездо» представлено в статье как единственный опыт Тургенева в «школе» Гончарова и как романный текст писателя, значительно выделяющийся из его романной практики.
Ключевые слова: Русская литература; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; литературные сюжеты; романы; итальянская литература; итальянские поэты; итальянская поэзия; поэтическое творчество; творческие конфликты.

Для цитирования:

Беляева, И. А. Данте как скрытая причина спора: к вопросу о конфликте И. А. Гончарова с И. С. Тургеневым / И. А. Беляева // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №1. – С. 190–205. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-16.

For citation

Belyaeva, I. A. (2021). Dante as a Hidden Reason for Dispute: to the Issue of the Conflict between I.A. Goncharov and I.S. Turgenev. In Philological Class. Vol. 26. No. 1, pp. 190–205. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №1. P. 190–205. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-16.

Об авторе (авторах) :

И. А. Беляева

Московский городской педагогический университет Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2840-4034

Список литературы:

Аветисян, В. А. Гете и Данте / В. А. Аветисян. – Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. – 85 с. Анненков, П. В. Русская литература. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева. Москва. 1859 / П. В. Анненков // Русский вестник. – 1859. – Кн. 22, № 8. – С. 508–538.

Асоян, А. А. «Почтите высочайшего поэта...»: Судьба «Божественной комедии» Данте в России / А. А. Асоян. – М. : Книга, 1990. – 216 с.

Балакин, А. Ю. Разыскания в области биографии и творчества И.А. Гончарова / А. Ю. Балакин. – М. : ЛитФакт, 2018. – 336 с.

Батюто, А. И. Избранные труды / А. И. Батюто. – СПб. : Нестор-История, 2004. – 960 с. Беляева, И. А. «Фауст» И.С. Тургенева: интертекстуальность в свете семантики эпиграфа / И. А. Беляева // Спасский вестник. – 2014. – Вып. 22. – С. 12–19.

Беляева, И. А. Вторая часть «Фауста» И.-В. Гете в творческой рецепции И.С. Тургенева: тема Елена / И. А. Беляева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2018. – № 5. – С. 59–70.

Беляева, И. А. И.А. Гончаров-романист: дантовские параллели : монография / И. А. Беляева. – М. : МГПУ, 2016 (1). – 216 с.

Беляева, И. А. Проза И.С. Тургенева 1850-х годов: «фаустовские» истоки и смыслы / И. А. Беляева // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2015. – Т. 74, № 6. – С. 5–18.

Беляева, И. А. Рудин – русский Фауст? / И. А. Беляева // Спасский вестник. – 2010. – Вып. 18. – С. 14–23.

Беляева, И. А. Сюжет спасения в русском классическом романе / И. А. Беляева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. – 2016 (2). – № 6. – С. 44–52. – DOI: 10.20339/PhS.6-16.044.

Волкова, Е. И. Сюжет о спасении в русской, английской и американской литературе / И. А. Беляева. – М. : НОПАЯЗ, 2001. – 284 с.

Гончаров, И. А. Необыкновенная история: (Истинные события) / И. А. Гончаров ; вступ. ст., подгот. текста и коммент. Н. Ф. Будановой// Литературное наследство. Т. 102. И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. – М. : ИМЛИ РАН ; Наследие, 2000. – С. 184–304.

Гончаров, И. А. Переписка И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем / И. А. Гончаров // Российский Архив. – 1994. – Т. 5. – С. 176–240.

Гончаров, И. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. / И. А. Гончаров. – СПб. : Наука, 1997. – Т. 1. – 832 с.

Гончаров, И. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. / И. А. Гончаров. – СПб. : Наука, 1998. – Т. 4. – 496 с.

Гончаров, И. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. / И. А. Гончаров. – СПб. : Наука, 2004. – Т. 7. – 776 с.

Гончаров, И. А. Собрание сочинений : в 8 т. / И. А. Гончаров. – М. : ГИХЛ, 1955. – Т. 8. – 576 с. Григорьев, Ап. А. Собрание сочинений / Ап. А. Григорьев ; под ред. В. Ф. Саводника /. – М. : Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К*, 1915. – Вып. 10. – 135 с.

Данте Алигьери. Обновленная жизнь / Данте Алигьери ; пер. стихами с итал. А. П. Федорова. – СПб. : Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1895. – 162 с. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. / Ф. М. Достоевский. – Л. : Наука, 1993. – Т. 11. – 571 с.

Ильин, В. Н. Продолжение «Мертвых душ» у Гончарова / В. Н. Ильин // Мастер русского романа: И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. – М. : Центр книги Рудомино, 2012. – C. 322–361.

Калинина, Н. В. Дантовы координаты романа «Обрыв» / Н. В. Калинина // Русская литература. – 2012. – № 2. – С. 67–80.

Линков, В. Я. Свой путь русского реализма / В. Я. Линков // Русская словесность. – 2012. – № 5. – С. 9–21.

Лотман, Ю. М. О русской литературе классического периода (Вводные замечания) / Ю. М. Лотман  // О русской литературе. – СПб. : Искусство, 1997. – С. 594–604.

Лотман, Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия / Ю. М. Лотман // Избранные статьи : в 3 т. – Таллинн : Александра, 1993. – Т. 3.

Мельник, В. И. Логика творчества И.А. Гончарова: к постановке проблемы / В. И. Мельник // Два века русской классики. – 2019. – Т. 1, № 2. – С. 110–143. – DOI: 10.22455/2686-7494-2019-1-2-110-143.

Мельник, В. И. Проблема романной трилогии И.А. Гончарова и его конфликт с И.С. Тургеневым / В. И. Мельник // Верхневолжский филологический вестник. – 2020. – № 2 (21). – С. 17–28. – DOI: 10.20323/2499-9679-2020- 2-21-17-28.

Назиров, Р. Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования последних лет / Р. Г. Назиров. – Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2010. – 408 с.

Недзвецкий,  В. А. Конфликт И.С.  Тургенева и И.А.  Гончарова как историко-литературная проблема / В. А. Недзвецкий // Slavica. Debrecen. – 1986. – Т. XXIII. – С. 315–332.

Соловьев, С. М. Гете и христианство / С. М. Соловьев // Богословский вестник. – 1917. – Т. 1, № 4–5. – С. 478– 522.

Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. / Л. Н. Толстой. – М. ; Л. : ГИХЛ, 1949. – Т 13. – 884 с.

Трофимова, Т. Б. Тургенев и Данте (К постановке проблемы) / Т. Б. Трофимова // Русская литература. – 2004. – № 2. – С. 169-182.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 12 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1978. – Т. 1. – 577 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 18 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1987 (1). –Т. 2. – 623 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 18 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1987 (2). – Т. 3. – 702 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 18 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1987 (3). – Т. 4. – 767 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 12 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1980. – Т. 5. – 544 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 12 т. / И. С. Тургенев. – М. : Наука, 1981. – Т. 6. – 395 с.

Чуйко, В. В. Иван Александрович Гончаров. Опыт литературной характеристики / В. В. Чуйко // Наблюдатель. – 1991. – № 12. – С. 109–127.

Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. – М. : Мысль, 1966. – 496 с.