Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-23
Аннотация: В статье рассматривается проблема моделирования образовательных результатов профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлениям иноязычного педагогического образования. В качестве объекта исследования выступает процесс формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Предметом исследования являются металингвистическая осознанность и плюрилингвальный коммуникативный репертуар как предпосылки успешности профессиональной коммуникативной деятельности учителя иностранного языка. Исследование выполнено в рамках компетентностного подхода, представляющего языковую подготовку учителя иностранного языка с точки зрения сложной организации формирующихся интеллектуальных и психофизиологических качеств, знаний, умений, способностей и готовностей к иноязычной коммуникации, совокупно обеспечивающих использование иностранного языка как средства профессиональной деятельности. Содержание металингвистической осознанности, формирующейся в процессе профессиональной подготовки, представлено в виде совокупности взаимодействующих аспектов, включающих (1) практическую языковую осознанность, которая определяется накоплением опыта употребления иностранного языка в качестве средства коммуникации; (2) критическую металингвистическую осознанность, укорененную в теоретическом лингвистическом мышлении; (3) знание метаязыка, необходимого для описания языка и речи и их использования как средства обучения; (4) осознание «языка со стороны ученика», то есть знание особенностей коммуникативного развития субъекта, изучающего иностранный язык, способность моделировать его / ее языковое сознание и контролировать дидактическое воздействие языкового содержания материалов и заданий. Профессиональный плюрилингвальный образ мышления учителя иностранного языка представлен как следствие постепенной профессионализации сознания студентов, получающих иноязычное педагогическое образование. В работе доказывается, что плюрилингвальный образ мышления позволяет учителю устанавливать приоритеты межкультурной коммуникации и выступать медиатором в процессе обучения, опираясь на весь коммуникативный репертуар взаимодействующих языков (родного и иностранного), который имеется в его / ее распоряжении. В заключение обосновывается необходимость включения в языковую подготовку учителей иностранного языка специальных видов учебной деятельности, направленных на развитие металингвистической рефлексии и плюрилингвального образа мышления.
Ключевые слова: Профессиональная подготовка учителя иностранного языка; учебный билингвизм; теоретическое мышление; плюрилингвизм; коммуникативный репертуар; профессиональный образ мышления.

Для цитирования:

Устинова, Т. В. Плюрилингвизм и профессиональная подготовка учителя иностранного языка / Т. В. Устинова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №1. – С. 273–280. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-23.

For citation

Ustinova, T. V. (2021). Plurilingualism and the Second Language Teacher Education. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №1. P. 273–280. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-23.

Об авторе (авторах) :

Устинова Т. В.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5377-7364