Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-22
Аннотация: В статье представлены результаты исследования зарубежных учебников по русскому языку как иностранному на предмет представления в них концепта «Россия» как географического объекта. Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить, насколько точным и адекватным предстает образ России с точки зрения географического компонента в анализируемых учебниках. Материалом для исследования послужили зарубежные учебники, отобранные на основании проведенного опроса среди практикующих преподавателей русского языка как иностранного и выпущенные в США и Европе (Поль- ша, Греция). Были использованы следующие методы исследования: комплексный теоретический анализ научной литературы, социально-педагогический и опорно-диагностический. Основу настоящей работы составил фреймовый анализ. Структура концепта рассматривается на основе субфреймов «регионы и на- селенные пункты», «водные объекты», «острова/полуострова», «горы», «природные явления», «флора и фауна», «народы». В ходе исследования были выявлены и структурированы лингвокультурные единицы (топонимы, фразеологизмы и др.), составляющие географический компонент концепта «Россия» в вы- бранных учебниках. Определено, что географический компонент концепта «Россия» представлен в зарубежных учебниках по-разному. В одних дается слишком подробная географическая информация, в дру- гих – минимизированная, в третьих она отсутствует совсем. Лингвокультурные единицы варьируются: от слишком большого количества до единичных. Через них обучающиеся получают национально-куль- турную информацию, которая способствует формированию лингвокультурной компетенции инофонов. Набор конкретных единиц формирует представление о России как географическом объекте и укрепляет или, наоборот, развенчивает определенные стереотипы об изучаемой стране. Результаты исследования могут быть полезны авторам и рецензентам учебников по русскому языку как иностранному, а также преподавателям, работающим с инофонами.
Ключевые слова: Русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; учебники русского языка; прикладная лингвокультурология; лингвокультурные компетенции; концепты; концептосфера; образ России; фреймы; фреймовый подход; лингвокультурные единицы; образ России; географический компонент; географические объекты

Для цитирования:

Стрельчук, Е. Н. Географический компонент концепта «Россия» в зарубежных учебниках по русскому языку как иностранному / Е. Н. Стрельчук, К. С. Безрукова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 225–234. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-22.

For citation

Strelchuk, E. N., Bezrukova, K. S. (2022). The Geographical Component of the Concept “Russia” in Foreign Textbooks of Russian as a Foreign Language. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 225–234. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-22.

Об авторе (авторах) :

Стрельчук Е. Н.

Российский университет дружбы народов (Москва, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2161-3722

 

Безрукова К. С.

Институт  менеджмента,  экономики  и  инноваций  (Москва,  Россия)

Сроки публикации:

Дата поступления: 04.04.2022 Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Бердичевский, А. Л. Как написать межкультурный учебник русского языка / А. Л. Бердичевский, А. В. Голубева. – СПб. : Златоуст, 2015. – 140 с.

Верещагин, Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Русский язык, 1990. – 246 с.

Воробьев, В. В. Общее и специфическое в лингвострановедении и лингвокультурологии / В. В. Воробьев // Слово и текст в диалоге культур : юбилейный сборник. – М. : Лабиринт, 2000. – С. 375–379.

Вотякова, И. А. Репрезентация концептов «радость» и «печаль» в практике обучения русскому языку как иностранному / И. А. Вотякова, Е. В. Туктангулова // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2014. – № 4. – С. 184–187.

Еремина, С. А. Особенности концептуализации образа России в учебниках русского языка как иностранного для франкофонов / С. А. Еремина // Когнитивные исследования языка. – 2020. – № 2 (41). – С. 213–217.

Зайцева, О. А. Этнические стереотипы о русских в китайских учебных изданиях по русскому языку как иностранному / О. А. Зайцева, Е. Г. Паустьян // Коммуникативные исследования. – 2019. – Т. 6, № 3. – С. 829–842.

Куликова, Л. В. Миссия учебника по РКИ в формировании позитивной концептуальной картины мира о России / Л. В. Куликова // Политическая лингвистика. – 2017. – № 1 (61). – С. 53–59.

Ларссон, Ю. Использование системы концептов в обучении РКИ / Ю. Ларссон // Русский язык за рубежом. – 2008. – № 3 (208). – С. 25–33.

Милославская, С. К. Русский язык как иностранный в истории становления европейского образа России / С. К. Милославская. – М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2008. – 400 с.

Орлова, О. Г. Актуализация концепта «Russia» («Россия») в американской публицистике: На примере дискур- са еженедельника «Newsweek» : дис. … канд. фил. наук / Орлова О. Г. – Кемерово, 2005. – 258 с.

Стрельчук, Е. Н. Формирование и трансформация концепта «Россия» в картине мира современных американских студентов / Е. Н. Стрельчук, А. Ю. Лонская // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – Т. 7, № 4. – С. 741–754.

Стрельчук, Е. Н. Формирование русской речевой культуры иностранных бакалавров негуманитарных специальностей в вузах РФ : автореф. дис д-ра пед. наук / Стрельчук Е. Н. – М., 2016.

Тарев, Б. В. Учебник по деловому английскому языку как средство формирования межкультурной профессиональной компетенции / Б. В. Тарев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 15. – С. 244–250.

Фаткуллина, Ф. Г. Топонимы как компонент языковой картины мира / Ф. Г. Фаткуллина. – Текст : элек- тронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–1. – URL: https://www>.elibrary.ru/item.asp?id=25324869 (дата обращения: 20.12.2021).

Федотова, Н. Л. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде / Н. Л. Федотова, Л. В. Миллер // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2018. – Т. 16, № 2. – С. 191–206.

Халупо, О. И. Базовые единицы лингвокультурной компетенции носителя языка / О. И. Халупо // Язык и культура. – 2012. – № 2 (18). – С. 123–131.

Шерстобитова, И. А. Концепт в методике преподавания русского языка как иностранного / И. А. Шерстоби- това // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 11. – С. 114–119.

Штырлина, Е. Г. Концепт как лингводидактическая единица в обучении русскому языку как иностранному / Е. Г. Штырлина // Филология и культура. – 2019. – № 4 (58). – С. 147–150.

Голоса: A Basic Course in Russian / R. Robin, K. Evans-Romaine, G. Shatalina, J. Robin. – 5th еdition. – Prentice Hall, 2020.

Новый диалог: Język rosyjski. Podręcznik z ćwiczeniami dla szkół ponadgimnazjalnych / M. Zybert. – Warszawa : część 1, Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 2012.

Тройка: A Communicative Approach to Russian Language, Life, and Culture / M. Nummikoski. – 2nd edition. – John Wiley & Sons, Inc., 2011.

Учи русский язык самостоятельно / Ευδοκία Κοκκίνη. Ρωσική Μέθοδος και Γραμματική άνευ Διδασκάλου. – Έκδοση, 2018.

Ovchinnikova, A. S. French, Italian and Russians stereotypes in intercultural crossing / A. S. Ovchinnikova, G. V. Ovchinnikova // Филологические науки в МГИМО. – 2020. – No. 2 (22). – P. 100–109.

Rubdy, R. Selection of materials / R. Rubdy // Developing materials for language teaching / ed. by B. Tomlinson. – 2nd ed. – London ; New York : Continuum, 2014. – P. 37–85.