Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2023-28-01-13
Аннотация: Цель статьи – исследование романа Кейт Мортон «Хранительница тайн» ("The Secret Keeper", 2012) с точки зрения жанровых особенностей. Ведущим жанрообразующим признаком романа является фотографический экфрасис, выполняющий ряд функций: сюжетообразующую, хронотопическую, характерологическую, нарративную, мотивно-тематическую. Отправной точкой сюжета является незнакомая старая фотография 1941 г. с изображением двух девушек, найденная в семейном фотоальбоме героиней романа Лорел в 2011 г. Одна из них – ее мать, вторая – таинственная незнакомка. Пытаясь идентифицировать ее личность и восполнить неизвестные лакуны прошлого матери, героиня начинает детективное расследование. Сквозной темой всего романа является тема фотографии, совмещающей два плана запечатленного: внешний и внутренний. В параллельно развивающемся сюжете к. 1930–нач.1940-х гг. перед читателем разворачивается т.н. «закадровая» история фотоснимка, расставляющая все точки над «i» в «малой», биографической, истории матери Лорел и других персонажей, связанных с ней. В рамках постмодернистской эстетики фотоэкфрасисы, представленные в виде семейных фотографий, обладают неограниченным нарративным потенциалом, создающим т.н. мифологию семьи. За счет военных фотографий, выполняющих документальную функцию, в романе создается «большая», официальная, история Англии начала Второй мировой войны, служащая фоном для развития любовной линии. Обладая интерпретационной природой, фотографии обусловливают рефлексивность героини, результатом которой становятся неожиданные открытия и диалог с самим собой и окружающим мирозданием. В структуре романа это эксплицируется через ряд основных тем и мотивов: мотив познания Другого, мотив обретения экзистенциального знания, тема памяти и обретения собственной идентичности. В результате исследования автор статьи доказывает, что с точки зрения формальных характеристик жанровую форму романа К. Мортон «Хранительница тайн» можно определить как фотоэкфрастический роман с последующим уточнением – роман-фоторефлексия, включающий в себя сюжетные элементы психологического, семейного, любовного, социально-бытового, биографического, детективного, исторического романов.
Ключевые слова: фотографический экфрасис; фотоэкфрастический роман; роман-фоторефлексия; Кейт Мортон; «Хранительница тайн»

Для цитирования:

Полуэктова, Т. А. Фотоэкфрастический роман К. Мортон «Хранительница тайн» / Т. А. Полуэктова // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №1 . – С. 148–157. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-13.

For citation

Poluektova, T. A. (2023). Photoekphrastic Novel by Kate Morton “The Secret Keeper”. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №1 . P. 148–157. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-13.

Об авторе (авторах) :

Полуэктова Т. А.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
(Красноярск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8377-6554

Сроки публикации:

Дата поступления: 07.12.2022; дата публикации: 30.03.2023

Список литературы:

Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт ; пер. с фр. М. Рыклина. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2016. – 192 с.
Бочкарева, Н. С. Функции живописного экфрасиса в романе Грэгори Норминтона «Корабль дураков» / Н. С. Бочкарева. – Текст : электронный // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2009. – Вып. 6. – С. 81–92. – URL: http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2009/bochkareva.pdf (дата обращения: 06.07.2022).
Бочкарева, Н. С. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия : учебное пособие / Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина, К. В. Загороднева. – Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. – 90 с.
Брагинская, Н. В. Экфрасис как тип текста. (К проблеме структурной классификации) / Н. В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. – М. : Наука, 1977. – С. 259–283.
Васильева, Е. Фотография и феномен времени / Е. Васильева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. – 2014. – – Вып. 1. – С. 64–79.
Лазарева, О. В. Перспективы сближения визуальных исследований и культурологии / О. В. Лазарева // Человек. Культура. Образование – Human. Culture. Education. – 2019. – № 3 (33). – С. 54–69.
Сонтаг, С. О фотографии / С. Сонтаг ; пер. с англ. В. Голышева. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2013. – 272 с.
Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания / С. Сонтаг ; пер. с англ. В. Голышева. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. – 96 с.
Судленкова, О. А. «Каждая фотография – это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе / О. А. Судленкова // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения. – Седльце, 2018. – С. 326–339.
Яровикова, Ю. В. К вопросу о категориальном определении экфрасиса / Ю. В. Яровикова. – Текст : электронный // Филология: научные исследования. – 2019. – № 1. – С. 144–151. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kategorialnom-opredelenii-ekfrasisa (дата обращения: 15.07.2022). – DOI: 10.7256/2454-0749.2019.1.28507.
Kate Morton. – URL: https: //www.katemorton.com/ (mode of access: 15.07.2022).
Laurence, P. Romance of a Family or Inverted “Family Romance”: Familial Gaze and Narratorial Look in Anita Brookner’s Family and Friends / P. Laurence // Lit: Literature Interpretation Theory. – 2006. – Issue 17, No. 3–4. – Р. 379–397. – DOI: 10.1080/10436920601000385.
MacLaine, В. Photofiction as Family Album: David Galloway, Paul Theroux and Anita Brookner / В. MacLaine. – Text : electronic // Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal. – 1991. – Vol. 24, No. 2. – P. 131–149. – URL: http://www.jstor.org/stable/24780508 (mode of access: 14.07.2022).
Morton, K. The Secret Keeper: a novel / K. Morton. – URL: https://www.bookfrom.net/kate-morton/39579-the_secret_keeper.html (mode of access: 05.06.2022). – Text : electronic.
Rosenberg, H. Defining Art / Н. Rosenberg // Minimal Art: A Critical Anthology / еd. G. Battcock. – New York : Dutton, 1968. – P. 298–307.
Wilkie-Stibbs, С. Reframing Family: Photographic Memory in Penelope Lively’s Family Album / С. Wilkie-Stibbs. – Text : electronic // Interdisciplinary Literary Studies. – 2014. – Vol. 16, No. 2. – Р. 366–382. – URL: http://www.jstor.org/stable/10.5325/intelitestud.16.2.0366 (mode of access: 15.07.2022).