Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-2-108-118
Аннотация: В статье рассматривается подход к моделированию актуального грамматикона на основе данных развития языковой личности в онтогенезе с использованием корпусных средств. Актуальный грамматикон, набор грамматических форм, на основе которых говорящий строит свою речь, может стать базой разработки новых методик обучения грамматике русского языка. Предмет данного исследования – моделирование актуального грамматикона ребенка средствами грамматического корпуса детской речи. Анализ грамматических закономерностей развития детской речи корпусными методами затруднен из-за отсутствия в открытом доступе готовых (размеченных) корпусов. Для решения данной задачи автором предпринята попытка создания аналога корпуса детской речи для исследования процесса усвоения грамматики в онтогенезе. Статистические данные о грамматических закономерностях детской речи, извлеченные из созданного корпуса, позволяют выявить и уточнить состав генетически более ранних грамматических форм и категорий, определить частотные грамматические формы и формы, находящиеся на периферии детской грамматической способности, усваиваемые поздно, остающиеся редкими в грамматиконе ребенка. Возможности корпуса проиллюстрированы на материале речи ребенка в возрасте от 2 до 3 лет: устанавливается состав детского грамматикона, выделяются наиболее актуальные для него грамматические оппозиции, отмечаются словоформы, наиболее востребованные в этот период речевого развития. Грамматический корпус детской речи используется как инструмент исследования грамматических закономерностей речи, позволяющий составить частотный грамматический профиль ребенка; выделить словоформы, составляющие ядро актуального грамматикона в рассматриваемый возрастной период; продемонстрировать вариативное и динамическое состояние актуального грамматикона.
Ключевые слова: онтогенез; языковая личность; грамматикон; корпусные исследования; корпус детской речи

Для цитирования:

Краснопёрова, Е. С. Грамматический корпус детской речи как инструмент исследования актуального грамматикона ребенка / Е. С. Краснопёрова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №2. – С. 108-118. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-108-118.

For citation

Krasnoperova, E. S. (2024). The Grammatical Corpus of Children’s Speech as a Tool for Studying Actual Gram-mar Skills of a Child. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №2. P. 108-118. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-108-118.

Об авторе (авторах) :

Краснопёрова Е. С.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9675-1367

SPIN-код: 8894-3330

Сроки публикации:

Дата поступления: 07.05.2024; дата публикации: 24.06.2024

Список литературы:

Виноградов, С. Н. Парадигматика языка как модель наблюдения и прогноза / С. Н. Виноградов. – Текст : электронный // Языки и культуры в цифровую эпоху : сборник статей по материалам Международной научной конференции, Нижний Новгород, 28–30 октября 2022 года. – Нижний Новгород : Национальный исследова- тельский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2022. – С. 74–83. – URL: https://www.elibrary.ru/IIPPGX (дата обращения: 20.04.2024).

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. Гридина, Т. А. «Своя игра»: ребенок в мире языка : монография / Т. А. Гридина. – Екатеринбург, 2016. – 177 с.

Гридина, Т. А. Актуальная грамматика детской речи: когнитивные модели семантизации и механизмы порождения словоформ / Т. А. Гридина // Языковая личность: аспекты изучения : сборник научных статей па- мяти члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова. – М. : МАКС Пресс, 2017. – С. 110–122.

Гридина, Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. – 3-е издание. – М. : Наука : Флинта, 2009. – 160 с.

Караулов, Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. – М. : Русский язык, 1993. – 330 с.

Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю. Н. Караулов // Русский ассоциативный словарь. Т. I. От стимула к реак- ции / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева [и др.]. – М. : Астрель ; АСТ, 2002. – С. 750–782.

Кодухов, В. И. Введение в языкознание : учеб. для студ. вузов / В. И. Кодухов. – М. : Издательский дом «Альянс», 2012. – 288 с.

Коновалова, Н. И. Актуальный грамматикон языковой личности: проблема моделирования / Н. И. Коно- валова, Е. С. Красноперова. – Текст : электронный // Вестник Московского государственного областного уни- верситета. Серия: Русская филология. – 2020. – № 3. – С. 6–14. – URL: https://www.elibrary.ru/LTUZIQ (дата об- ращения: 20.04.2024).

Корнев, А. Н. Анализ грамматического частотного профиля лексем корпуса детской речи как метод изу- чения развития речи в норме и при первичном недоразвитии речи у дошкольников / А. Н. Корнев, И. Балчюниене, М. Д. Воейкова [и др.]. – Текст : электронный // Новые информационные технологии в авто- матизированных системах. – 2016. – № 19. – С. 33–38. – URL: https://www.elibrary.ru/VTZNXX (дата обращения: 20.04.2024).

Красноперова, Е. С. Корпусные исследования детской речи: перспективы развития / Е. С. Красноперо- ва. – Текст : электронный // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингви- стика креатива. – 2021. – № 2. – С. 156–65. – DOI: 10.26170/23067462_2021_02_13. – URL: https://www.elibrary.ru/ DHRDPB (дата обращения: 20.04.2024).

Кусова, М. Л. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в усло- виях инклюзивного образования / М. Л. Кусова, Т. Р. Тенкачева. – Текст : электронный // Инновации в обра- зовании: поиски и решения : сборник материалов ІІ-й международной научно-практической конференции, Астана, 20 ноября 2015 года / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Уральский государ- ственный педагогический университет. – Астана : Уральский государственный педагогический университет, 2015. – Т. I. – С. 660–662. – URL: https://www.elibrary.ru/WHZEQP (дата обращения: 20.04.2024).

Ляшевская, О. Н. Корпусные инструменты в грамматических исследованиях русского языка / О. Н. Ляшевская. – М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2014. – 520 с.

Николина, Н. А.  Современное  русское  словообразование:  функционально-динамический  аспект  / Н. А. Николина, Л. В. Рацибурская. – М. : ФЛИНТА, 2023. – 176 с.

Норман, Б. Ю. Лексическая и грамматическая семантика: корпусное статистическое исследование лек- сико-семантических групп / Б. Ю. Норман, М. Ю. Мухин. – Текст : электронный // Сибирский филологиче- ский журнал. – 2018. – № 3. – С. 178–191. – DOI: 10.17223/18137083/64/17. – URL: https://www.elibrary.ru/XZEUYP (дата обращения: 20.04.2024).

Рацибурская, Л. В. Словообразовательные и лексические интенсификаторы в современном русском языке: активные процессы / Л. В. Рацибурская, М. В. Сандакова. – Текст : электронный // Русский язык в школе. – 2023. – Т. 84, № 6. – С. 69–80. – DOI: 10.30515/0131-6141-2023-84-6-69-80. – URL: https://www.elibrary.ru/AQFKOI (дата обращения: 20.04.2024).

Сандакова, М. В. Адъективные и адвербиальные интенсификаторы в русском языке: механизмы расши- рения класса / М. В. Сандакова. – Текст : электронный // Вестник Нижегородского государственного лингви- стического университета им. Н. А. Добролюбова. – 2020. – № 51. – С. 90–106. – DOI: 10.47388/2072-3490/ lunn2020-51-3-90-106. – URL: https://www.elibrary.ru/WICMOB (дата обращения: 20.04.2024).

Сандакова, М. В. Отглагольные прилагательные с суффиксом -тельн- в русском языке XX–XXI вв.: границы между лексико-грамматическими разрядами / М. В. Сандакова. – Текст : электронный // Вестник Нижего- родского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2019. – № 2. – С. 202–209. – URL: https://www.elibrary.ru/ DCBXDI (дата обращения: 20.04.2024).

Харченко, В. К. Корпус детских высказываний / В. К. Харченко. – М. : Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2012. – 520 с.

Харченко, В. К. Словарь детской речи / В. К. Харченко. – Белгород, 1994. – 254 с.

Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 592 с.

Щербакова, Н. Н. «Моя мама играла в озорницу»: окказиональная интерпретация устаревающих слов / Н. Н. Щербакова. – Текст : электронный // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2022. – № 20. – С. 116–124. – URL: https://www.elibrary.ru/QFORNY (дата обращения: 20.04.2024).

Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. – М. : Высшая школа, 2003. – 334 с.

Krasnoperova, E. S. Grammatical Lacunae of the Associative-Verbal Network: Data of Children’s Speech and the National Russian Corpus / E. S. Krasnoperova, N. I. Konovalova. – Text : electronic // Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020), Ekaterinburg, 23–24 апреля 2020 года. – Ekaterinburg : Atlantis Press, 2020. – Vol. 437. – P. 287–291. – DOI: 10.2991/assehr.k.200509.052. – URL: https://www.elibrary.ru/HCKTNF (mode of access: 20.04.2024).