Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-2-51-61
Аннотация: Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей художественного воплощения темы детства и образа ребенка в рассказах русского писателя второй половины XIX – начала XX вв. Н. Г. Гарина-Михайловского. В работе использовались метод описательной поэтики, сравнительно-исторический, историко-литературный, сравнительно-типологический методы, а также принцип целостного анализа идейно-художественной структуры произведения. Материалом исследования послужили рассказы «Исповедь отца», «Наташа», «Адочка» и «Дворец Дима», созданные в 1896–1901 гг. Полученные в ходе исследования результаты показали, что в малой прозе автор рассматривает вопросы воспитания и причины страданий детей. В центре рассказов Н. Г. Гарина-Михайловского находятся тема «тяжелого» детства и образ страдающего, ранимого, беззащитного ребенка. Мир детей и мир взрослых осмысляется двоя-ко. Родители спасают ребенка от болезни и смерти. Одновременно с этим взрослые могут проявлять преступное равнодушие по отношению к хрупкости детской души. Вина за детские страдания возлагается исключительно на взрослых. Тема детской смерти в малой прозе Н. Г. Гарина-Михайловского получает трагическое осмысление. Смерть предстает возможностью освобождения ребенка от страданий и унижений. В рассказах писатель большое внимание уделяет разным типам портретов героев, в которых подчеркиваются их раннее «старение», болезненность, глубина переживаемой тяжести бытия. Н. Г. Гарин-Михайловский сосредотачивается на специфике мировосприятия ребенком людей, окружающего мира, проявленной в «остраненной» форме изображения, воспринятой от Л. Н. Толстого. Автор вводит в повествование несобственно-прямую речь, разные виды монологов (исповедальный, обращенный, уединенный), использует приемы «диалога глаз», психологического параллелизма, антропоморфизации. В описании темы детских страданий Н. Г. Гарин-Михайловский следует традиции русской литературы XIX века (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, А. И. Куприн, В. Г. Короленко). Жанр «рождественского» рассказа стал основой для решения темы детских страданий. Результаты исследования могут использоваться в вузовском преподавании дисциплины «История русской литературы», спецкурсов, рассматривающих специфику отечественного литературного процесса, на уроках внеклассного чтения в школе.
Ключевые слова: тема детства; образ ребенка; Н. Г. Гарин-Михайловский; рассказы; проблемы воспитания

Для цитирования:

Шестакова, Е. Ю. Постижение мира детства в рассказах Н. Г. Гарина-Михайловского / Е. Ю. Шестакова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №2. – С. 51-61. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-51-61.

For citation

Shestakova, E. Yu. (2024). Exploration of the World of Childhood in the Short Stories by N. G. Garin-Mikhailovsky. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №2. P. 51-61. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-51-61.

Об авторе (авторах) :

Шестакова Е. Ю.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (Архангельск, Россия)
ORCID ID: 0000-0001-5764-0576
SPIN-код: 7288-8173

Сроки публикации:

Дата поступления: 10.06.2023; дата публикации: 24.06.2024

Список литературы:

Бондаренко, М. И. Традиции «Рождественских повестей» Диккенса в русском святочном рассказе 1840-х – 1890-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Бондаренко М. И. – Коломна, 2006. – 28 с.
Бялый, Г. А. Гарин-Михайловский / Г. А. Бялый // История русской литературы : в 10 т. – М. : АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом), 1954. – Т. 10. Литература 1890–1917 годов. – С. 514–528.
Гарин-Михайловский, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – М. : Гослитиздат, 1960. – Т. 4. Очерки и рассказы. 1895–1906. – 723 с.
Гордович, К. Д. Н. Г. Гарин-Михайловский: личность и творчество : монография / К. Д. Гордович. – СПб. : Petronivs, 2014. – 311 с.
Крылова, М. А. Автобиографическая тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского («Детство Темы», «Гимнази-сты», «Студенты», «Инженеры»): Проблема жанра : дис. ... канд. филол. наук / Крылова М. А. – Нижний Нов-город : [б. и.], 2000. – 228 с.
Курышева, Н. Д. Творческий путь Н. Г. Гарина-Михайловского : автореф. дис. … канд. филол. наук / Ку-рышева Н. Д. – М., 1955. – 16 с.
Лотман, Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. – Таллин : Александра, 1992. – Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. – С. 76–90.
Ляпушкина, Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов» / Е. И. Ляпушкина. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. – 147 с.
Минералова, И. Г. Детская литература / И. Г. Минералова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 174 с.
Никольский, Е. В. «В начале жизни школу помню я»: автобиографические повествования о сложном дет-стве (специфика проблематики и жанра) / Е. В. Никольский // Пушкинские чтения-2013: художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст : материалы XVIII Международной научной конференции. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 27–33.
Прокопьев, В. В. Тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского : дис. ... канд. филол. наук / Прокопьев В. В. – М. : [б. и.], 1964. – 290 с.
Поляк, Л. М. Алексей Толстой – художник / Л. М. Поляк. – М. : Наука, 1964. – 462 с.
Савина, Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в: (Л. Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы») : монография / Л. Н. Савина. – Волгоград : Перемена, 2002. – 282 с.
Сырица, Г. С. Филологический анализ текста / Г. С. Сырица. – М. : Флинта ; Наука, 2005. – 341 с.
Туманян, Л. А. Н. Г. Гагарин-Михайловский: (Жизнь и творчество) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Туманян Л. А. – Ленинград, 1952. – 15 с.
Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М. : Высшая школа, 2002. – 437 с.
Цирулев, А. Ф. О жанровой специфике автобиографического цикла Н. Г. Гагарин-Михайловский / А. Ф. Цирулев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 4 (46), ч. 1. – С. 203–205.
Юдина, И. М. Н. Г. Гарин-Михайловский: жизнь и литературно-общественная деятельность / И. М. Юдина. – Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1969. – 238 с.