Рубрика: ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ХХ–ХХI ВЕКОВ
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-3-102-108
Аннотация: Объектом рефлексии в лирической поэме, где господствует медитация, нередко становятся жанры-предшественники, как лирические, так и эпические. Целью статьи является рассмотрение трансформаций традиционных жанров в структуре лирической поэмы первой половины 1920-х годов и сюжетно развернутого процесса переосмысления жанрового канона. Методологическую базу исследования составили труды Н. Л. Лейдермана о теоретической модели жанра и памяти жанра, С. М. Бройтмана о неканонической поэме в свете исторической поэтики, Г. М. Ибатуллиной о художественной рефлексии в литературном процессе, В. И. Тюпы о перформативных истоках лирики. На примере лири-ческих поэм М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина, Б. Пастернака анализируются механизмы художественной ре-флексии по поводу таких традиционных жанров, как баллада, романс, ода, отрывок и т. д. Отмечается литературоцен-тричность поэтики рассматриваемых произведений, особое внимание уделяется мотиву встречи лирического субъекта с потусторонним героем и собственным двойником. Делается вывод о том, что лирическая поэма первой половины 1920-х годов вбирает в свое целое разные лирические и эпические жанры, трансформируя их структуру для выражения сложного и многофазного лирического переживания, особо актуализируется память жанров, отсылающих к романтической тради-ции. Событийный сюжет, присущий балладе, сказке, лиро-эпической поэме, позволяет придать субъективному чувству лирического героя особый масштаб, укрупнить и обобщить его. Малые лирические жанры (романс, ода, отрывок, послание) становятся объектом осмысления поэмного лирического субъекта, а также ориентируют читателя на определенный образ миропереживания, усложняя психологический сюжет, обогащая его литературными ассоциациями. Результаты исследования могут найти применение в вузовском преподавании при изучении истории русской литературы ХХ века, в курсе жанрового анализа текста, в спецкурсах, посвященных развитию жанра поэмы.
Ключевые слова: русские поэты ХХ века; лирические поэмы; жанры; художественная

Для цитирования:

Скрипова, О. А. Традиционные жанры как объект рефлексии в лирической поэме 1920-х годов / О. А. Скрипова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №3. – С. 102-108. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-102-108.

For citation

Skripova, O. A. (2024). Traditional Genres as an Object of Reflection in the Lyrical Poems of the 1920s. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №3. P. 102-108. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-102-108.

Об авторе (авторах) :

Скрипова О. А.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8619-6101

SPIN-код: 8575-5496

Сроки публикации:

Дата поступления: 20.06.2024; дата публикации: 30.10.2024

Список литературы:

Источники
Есенин, С. А. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / С. А. Есенин. – М. : Советская Рос-сия ; Современник, 1990. – 480 с.
Маяковский, В. В. Сочинения в двух томах. Т. 2 / В. В. Маяковский. – М. : Правда, 1988. – 768 с.
Пастернак, Б. Л. Собрание сочинений : в 2 т. Т. 1 / Б. Л. Пастернак. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 544 с.
Цветаева, М. И. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 3 / М. И. Цветаева. – М. : Эллис Лак, 1994. – 816 с.

Литература
Альфонсов, В. Поэзия Бориса Пастернака / В. Альфонсов. – Л. : Советский писатель, 1990. – 368 с.
Бройтман, С. М. Неканоническая поэма в свете исторической поэтики / С. М. Бройтман // Поэтика рус-ской литературы. – М. : РГГУ, 2001 – С. 29–38.
Ермоленко, С. И. Лирика М. Ю. Лермонтова: Жанровые процессы / С. И. Ермоленко. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1996. – 420 с.
Ибатуллина, Г. М. Сквозь призму образа: Художественная рефлексия в поэтике русской литературы ХIХ–ХХ веков / Г. М. Ибатуллина. – Уфа : Гилем ; Башкирская энциклопедия, 2013. – 320 с.
Карпов, А. С. Поэмы С. Есенина / А. С. Карпов. – М. : Высшая школа, 1989. – 111 с.
Лейдерман, Н. Л. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания / Н. Л. Лейдерман. – Екате-ринбург, 2007. – 125 с.
Лейдерман, Н. Л. Теория жанра / Н. Л. Лейдерман. – Екатеринбург : Институт филологических исследо-ваний и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО ; Уральский государственный педагогический уни-верситет, 2010. – 904 с.
Ли, Дж. Дискурсивная структура поэмы Б. Л. Пастернака «Высокая болезнь» / Дж. Ли // Новый филологи-ческий вестник. – 2020. – № 2 (53). – С. 174–184.
Маляева, Т. А. Поэма В. В. Маяковского «Про это». История создания. Поэтика. Критика : дис. … канд. филол. наук / Т. А. Маляева. – М. : [б. и.], 2014. – 228 с.
Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма / Ю. В. Манн. – M. : Аспект Пресс, 1995. – 384 с.
Подкорытова, Т. И. Вариации археосюжета о призвании певца на исходе мусической традиции («Балла-да» Вл. Ходасевича и поэма «На Красном Коне» М. Цветаевой) / Т. И. Подкорытова // Критика и семиотика. – 2018. – № 1. – С. 116–138.
Рабинович, В. «Красивое страданье». Заметки о русском романсе / В. Рабинович // Русский романс. – М. : Правда, 1987. – С. 7–30.
Серман, И. З. «Высокая болезнь» и проблема эпоса в 1920-е годы / И. З. Серман // Серман И. З. Свободные размышления: Воспоминания, статьи. – М., 2015. – С. 254–272.
Синявский, А. Д. Поэзия Пастернака / А. Д. Синявский // Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. – М. ; Л. : Советский писатель, 1965. – С. 40.
Скрипова, О. А. Трансформация балладного сюжета в поэме М. Цветаевой «На Красном коне» / О. А. Скрипова // Уральский филологический вестник. Вып. 3. Серия Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения. – Екатеринбург, 2016. – C. 127–139.
Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. – М. : Наука, 1977. – 574 с.
Тынянов, Ю. Н. Литературная эволюция: Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. – М. : Аграф, 2002. – 496 с.
Тюпа, В. И. Перформативные истоки лирики / В. И. Тюпа // Материалы международной научной конфе-ренции «Онтология и поэтика: теоретические и аналитические аспекты: к 75-летию М. М. Гиршмана». Вып. 49–50. – Донецк : ДонНУ, 2012. – С. 40–62.
Яницкая, С. С. О некоторых жанрово-стилевых свойствах русского литературного романса / С. С. Яниц-кая // Вторые Конкинские чтения : сборник материалов Всероссийской научной конференции с международ-ным участием (29−30 сентября 2011 г., г. Саранск) / отв. ред. М. В. Мосин. – Саранск : Издательство Мордовско-го университета, 2011. − С. 271−275.