Архив журнала
Синтез философии и искусства в «готическом» рассказе О. Уайльда «Кентервильское привидение»
- 2001
- Article: PDF
DOI: 10.26170/ FK19-02-25
Аннотация: В статье проанализирован рассказ О. Уайльда «Кентервильское привидение» с точки
зрения использования жанра «готического» рассказа для воплощения философских взглядов писателя.
Работа изучает причины обращения Уайльда к «готическому» рассказу, его трактовки зарубежными и
отечественными исследователями. Целью статьи является доказательство синтеза искусства и философии в произведении. Многослойность произведений писателя отражает его представление о многослойности мира, и в уайльдовском тексте соединяются размышления об актуальной социальной,
нравственно-философской проблематике с индивидуально-авторским видением действительности.
В «Кентервильском привидении» Уайльд начинает осмысление «американской темы», в которой выделяются проблемы взаимодействия цивилизаций, победы рассудочности над духовностью и трагедии,
кроющейся за этим. Уайльдовское негативное отношение к материалистичности, практицизму современников проявляется также в изображении ложности посылов, основанных на логике.
В образе кентервильского привидения просматриваются черты, которые очевидны в героях-денди уайльдовских драматических текстов и романа: призрак показан как философ, художник по духу; призрак сэра Саймона
обладает завораживающим голосом, он индивидуалист, не подвержен женским чарам, он состоятелен и независим. Случайности, которые в художественном творчестве Уайльда связаны с идеей власти иррационального, помогают действию рассказа прийти к счастливому финалу. Уайльд полагал, что грех способствует прогрессу, его интересовали персонажи со сложной судьбой, искупившие свой грех. Образ сэра Саймона стоит одним из первых в ряду уайльдовских героев, получивших
прощение и обретших покой. Все ситуации, приведённые в рассказе, включая возобновление пятна, иллюстрируют мысль
о бессмысленности борьбы человека с ирреальным. О власти иррационального над человеческими решениями и судьбами,
тайне жизни также напоминает очарование мистического лунного света. Созидательное, объединяющее начало Уайльд видит
в любви, идея завершения рассказа браком американки и англичанина в том, что союз столь разных цивилизаций возможен
только на основе любви.
В статье показана связь «Кентервильского привидения» с предшествующими и последующими произведениями Уайльда.
Ключевые слова: ГОТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ; ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
КУЛЬТУР; ФИЛОСОФИЯ
НЕРЕАЛЬНОГО; АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА;
АНГЛИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ;
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ГЕРОИ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СЮЖЕТЫ
Для цитирования:
Валова, О. М. Синтез философии и искусства в «готическом» рассказе О. Уайльда «Кентервильское привидение» / О. М. Валова, Т. В. Щербакова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 186-192. DOI 10.26170/ FK19-02-25.