Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-13
Аннотация: В статье исследуются лингводидактические возможности применения модели смешанного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в условиях постпандемии. Предлагается инновационная модель смешанного обучения на основе разработанного в Китае приложения WeChat и обосновываются его преимущества по сравнению с другими приложениями: широкий набор функций, высокая степень интерактивности, открытость и свободный доступ к разнообразным открытым обучающим электронным ресурсам, предназначенным для обучения русскому языку как иностранному, обеспечение высокой мотивированности китайских учащихся в изучении русского языка. Выявлены 4 проблемы: низкая продуктивность при реализации идей смешанного обучения, дефицит электронных обучающих ресурсов, низкий уровень технологической подготовки субъектов учебного процесса и низкий коэффициент действенности существующих моделей смешанного обучения. Дано определение понятия смешанного обучения в условиях постпандемии. Представлен дидактический дизайн учебного процесса с использованием модели смешанного обучения РКИ, разработанной на основе платформы WeChat: Блок 1 – материалы, размещенные в публичном аккаунте WeChat; Блок 2 – материалы, размещенные в публичном аккаунте, и использование мини-программы Bilibili в WeChat, Блок 3 – материал, предназначенный для изучения на уроке (частичное использование WeChat), и Блок 4 – беседа с использованием видеозвонка в WeChat. В статье определены этапы работы в рамках смешанного обучения: этап первичного формирования учебного контента; этап дифференциации учащихся и модификации учебных материалов; этап реализации модели смешанного обучения РКИ; этап корректирования и совершенствования модели смешанного обучения РКИ. Приводятся примеры заданий, разработанных на платформе WeChat. Использование WeChat при обучении китайских студентов русскому языку позволяет более эффективно организовать учебный процесс для данного контингента учащихся, повысить мотивацию студентов и обеспечить прочность знаний, навыков и умений в разных видах речевой деятельности. Доказано, что технические характеристики WeChat дают возможность максимально снизить временны́ е затраты на размещение обучающего контента.
Ключевые слова: Смешанное обучение; модель обучения; традиционное обучение; онлайн-обучение; WeChat; русский язык как иностранный.

Для цитирования:

Янь, Жуйтин. Модель смешанного обучения китайских студентов русскому языку / Янь Жуйтин, Н. Л. Федотова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 145-154. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-13.

For citation

Ruiting, Yan, Fedotova, N. L. (2022). Blended Learning Model of Russian Language for Chinese Students . In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 145-154. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-13.

Об авторе (авторах) :

Янь Жуйтин

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7214-6899

 

Федотова Н. Л.

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2881-7202

Сроки публикации:

Дата поступления: 16.04.2022; дата публикации: 31.10.2022.

Список литературы:

Аль-Кайси, А. Н. Интеллектуальный голосовой помощник Алиса на уроках русского языка как иностранного (уровень А1) / А. Н. Аль-Кайси, А. Л. Архангельская, О. И. Руденко-Моргун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. ‒ 2019. ‒ Т. 12, № 2. ‒ С. 239–244. ‒ DOI: 10.30853/filnauki.2019.2.52.

Антропова, М. Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat) / М. Ю. Антропова // Cross-Cultural Studies: Education and Science. ‒ 2018. ‒ Т. 3, № 3. ‒ С. 218–224.

Байдикова, Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход / Н. Л. Байдикова // Концепт. ‒ 2020. ‒ № 1. ‒ С. 39–50. ‒ DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11004.

Бекишева, Т. Г. Смешанное обучение: современные тенденции в вузах / Т. Г. Бекишева // Современные исследования социальных проблем. ‒ 2016. ‒ № 11 (2). ‒ С. 37–42.

Беловодская, А. Возможности применения модели смешанного (интегрированного) обучения РКИ / А. Беловодская // Слово.ру: Балтийский акцент. ‒ 2012. ‒ № 4. ‒ С. 69–72.

Биккулова, О. С. Чат-бот в методике преподавания РКИ / О. С. Биккулова, М. И. Ивкина // Мир русского слова. ‒ 2021. ‒ № 1. ‒ С. 91–96. ‒ DOI: 10.24411/1811-1629-2021-1-91-96.

Блинов, В. И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Высшее образование в России. ‒ 2021. ‒ Т. 30, № 5. ‒ С. 44‒64. ‒ DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64.

Гвоздева, А. В. Теоретико-дидактические основы смешанного обучения в вузе / А. В. Гвоздева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. ‒ 2020. ‒ № 4 (56). ‒ С. 207–213. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М. : Просвещение, 1991. ‒ 219 с.

Касаткина, Н. Н. Модели мобильного обучения иностранному языку / Н. Н. Касаткина // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2017. ‒ № 1. ‒ С. 88–91.

Качалова, Г. А. Смешанное обучение: ожидания и реальность / Г. А. Качалова, Т. К. Багавиева, В. В. Бутаков // Вестник педагогических инноваций. ‒ 2021. ‒ № 3 (63). ‒ С. 120‒129.

Орлов, Ю. М. Стимулирование побуждения к учению : учеб. пособие / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, В. И. Шкуркин. – М. : Моск. мед. институт им. И. М. Сеченова, 1988. ‒ 152 с.

Самосенкова, Т. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному / Т. В. Самосенкова, И. В. Савочкина, А. В. Гончарова // Перспективы науки и образования. ‒ 2019. ‒ № 2 (38). ‒ С. 307–319. ‒ DOI: 10.32744/pse.2019.2.23.

Федотова, Н. Л. Смешанное обучение иностранному языку vs аудиторное и онлайн-обучение (по результатам анкетирования китайских студентов) / Н. Л. Федотова, Жуйтин Янь // Вестник Марийского государственного университета. ‒ 2021. ‒ № 2. ‒ С. 178–186. ‒ DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-178-186.

Шваб, К. COVID-19: Великая перезагрузка / К. Шваб, Т. Маллере. ‒ Швейцария : FORUM PUBLISHING, 2020. ‒ 114 с. ‒ URL: https://pravda.red/download/covid-19-velikaya-perezagruzka.pdf (дата обращения: 15.03.2022). – Текст : электронный.

Agustin, R. Veras, Jr. Proposed Blended Learning Model for Don Mariano Marcos Memorial State University ‒ South La Union Campus (DMMMSU-SLUC) / Jr. Agustin R. Veras. – Text : electronic // SMCC Higher Education Research Journal. January 2017. ‒ Vol. 3. ‒ DOI: 10.18868/sher3j.03.00117.07. ‒ URL: https://ejournals.ph/article.php?id=11348 (mode of access: 10.03.2022).

Christensen, C. M. Is K-12 Blended Learning Disruptive? An Introduction of the Theory of Hybrids / C. M. Christensen, M. B. Horn, H. Staker. ‒ The Clayton Christensen Institute, 2013. ‒ 48 p.

Graham, C. R. Blended Learning systems: Definition, Current Trends, and Future Directions / C. R. Graham // The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / ed. by C. J. Bonk, C. R. Graham. – San Francisco : Pfeiffer Pub., 2006. ‒ Р. 3–21.

Horn, M. B. The Rise of K-12 Blended Learning / M. B. Horn, H. Staker. ‒ Innosight Institute. Charter School Growth Fund, 2011. ‒ 17 p.

Singh, H. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning. Centra Software Retrieved, 2001 / H. Singh, C. Reed. ‒ URL: https://maken.wikiwijs.nl/userfiles/f7d0e4f0bd466199841ede3eea221261.pdf (mode of access: 07.12.2021). – Text : electronic.