Вам может быть интересно:
Архив журнала
Современная проза на уроках литературы и в самостоятельном чтении старшеклассников
- 2129
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-19
Аннотация: Статья обращена к рассмотрению активно обсуждающихся в профессиональном учительском сообществе вопросов: какое место в круге чтения современного школьника занимает современная литература? Нужно ли ее изучать на уроках или она должна оставаться досуговым чтением? Если нужно, то как включить произведения современных авторов в реальный учебный процесс? Анализ исследований, посвященных формированию круга чтения старшеклассников, показывает, с одной стороны, недостаточно хорошее знание школьниками современной литературы, не очень уверенную ориентацию в сегодняшнем литературном пространстве, а с другой стороны, их активное стремление выходить за пределы программного изучения литературы и не ограничиваться только хрестоматийными текстами. Запрос от умных, хорошо подготовленных и творчески мыслящих старшеклассников на качественную современную литературу есть, и учителю необходимо на этот запрос ответить. Для рассмотрения на уроках или для домашнего чтения можно предложить короткую прозу современных авторов, которая доступна для восприятия старшеклассников. В статье показаны возможные пути обсуждения рассказов Дмитрия Новикова («Муха в янтаре» и «Правда воды»), Евгения Водолазкина («Совсем другое время») и Михаила Шишкина («Гул затих…»). Произведения этих авторов наследуют классике (подробно рассматриваются бунинские мотивы и элементы поэтики в прозе Д. Новикова и Е. Водолазкина, пастернаковские претексты в рассказе М. Шишкина) – и это позволяет актуализировать в обсуждении программный литературный материал, показать разнообразные и многоплановые связи текстов разных эпох и снять противопоставленность в сознании старшеклассников «классиков» и «современников».
Ключевые слова: СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ; КРУГ ЧТЕНИЯ; СТАРШЕКЛАССНИКИ; ЕГЭ; ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН; ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Для цитирования:
Кучина, Т. Г. Современная проза на уроках литературы и в самостоятельном чтении старшеклассников / Т. Г. Кучина // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 195–202. DOI 10.26170/FK20-01-19.
For citation
Kuchina, T. G. (2020). Modern Prose at Literature Lessons and in Independent Reading of Senior Secondary School Students. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 195–202. DOI 10.26170/FK20-01-19.
Об авторе (авторах) :
Кучина Т. Г.
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1837-8429
Список литературы:
Арзамасцева, И. Н. Концепция возрождения отечественной традиции детского чтения / И. Н. Арзамасцева, И. В. Баданина, Г. Ю. Богданович [и др.]; науч. ред.: проф., член-корр. РАО Т. В. Кортава. – Москва: Издательство Московского университета, 2017. – 143 с.
Водолазкин, Е. Г. Совсем другое время / Е. Г. Водолазкин. – Москва: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2017. – 477 с.
Галактионова, Т. Г. Размышления старшеклассников о современной литературе / Т. Г. Галактионова, Ю. Л. Мокшина // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сборник научных статей по итогам IХ Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2017 года, Россия, Санкт-Петербург / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2018. – С. 20–21.
Зинин, С. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по литературе / С. А. Зинин, Л. В. Новикова, Л. Н. Гороховская. – URL: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1 513 063 790/literatura_2017_red._12.12.2017.pdf (дата обращения: 17.06.2019). – Текст: электронный.
Книжная полка Евгения Ермолина. – URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2004_4/Content/ Publication6_2927/Default.aspx (дата обращения: 17.12.2019). – Текст: электронный.
Ковалев, Б. К вопросу о необходимости массового изучения современной литературы / Б. Ковалев // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сборник научных статей по итогам IХ Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2017 года, Россия, Санкт-Петербург / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2018. – С. 71–73.
Кучина, Т. Г. «Город мертвых, где все живы»: о контекстной синонимии «жизни» и «смерти» в прозе Михаила Шишкина / Т. Г. Кучина // Slavica Wratislavincia, 167. Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich 13. Tanatos 1. – Wroclaw 2018. – C. 555–564.
Новиков, Д. Г. Муха в янтаре / Д. Г. Новиков. – Санкт-Петербург: Геликон + Амфора, 2003. – 211 с.
Новиков, Д. Г. Правда воды / Д. Г. Новиков. – URL: http://bonread.ru/dmitriy-novikov-kompleks-polnocennosti.html (дата обращения: 17.12.2019). – Текст: электронный.
Пастернак, Б. Л. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе / Б. Л. Пастернак. – Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2015. – 1279 с.
Сорокин, Н. Где более уместен современный литературный контент: в программе, учебнике, на уроках или же в рамках факультатива, во время внешкольных или самостоятельных занятий? / Н. Сорокин // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сборник научных статей по итогам IХ Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2017 года, Россия, Санкт-Петербург / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2018. – С. 86–88.
Шишкин, М. П. Пальто с хлястиком: короткая проза, эссе / М. П. Шишкин. – Москва: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2017. – 318 с.