Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-04-18
Аннотация: Тенденция распространения академической мобильности и изменение требований рынка труда становятся стимулом для развития системы высшего образования в России. На сегодняшний день важно не только владеть иностранным языком, но и уметь использовать его в профессиональной деятельности. Многие университеты внедряют двуязычные программы обучения, чтобы, во-первых, привлечь иностранных студентов, а во-вторых, повысить престиж учебного заведения среди российских абитуриентов. Академическая и трудовая мобильность требуют высокий уровень иностранного языка, чаще всего английского. Целью настоящего исследования является описание одного из вариантов двуязычного образования, которое используется в российских вузах. CLIL (или интегрированное изучение иностранного языка и другого учебного предмета) – это сравнительно новая технология обучения. Ее внедрение в российскую систему образования может вызвать определенные трудности. В статье анализируются данные проблемы и предлагаются варианты их решения. Статья основана на экспериментальном использовании технологии CLIL на занятиях со студентами, обучающимися по направлению «Педагогика: русский язык как иностранный и английский языки». Среди основных проблем, возникающих при использовании данной технологии, можно выделить следующие: недостаток кадровых ресурсов (преподавателей, знакомых с технологией и готовых внедрять ее); необходимость адаптации учебных материалов (уровень сложности учебных материалов на иностранном языке должен соответствовать уровню владения этим языком обучающимися); методическая грамотность (преподавателю необходимо совмещать методы обучения иностранному языку с методами преподавания специальных дисциплин) и отсутствие учебников (иностранные учебники по изучаемой специальной дисциплине слишком сложны для русскоязычных обучающихся). В то же время, студенты – будущие учителя иностранного и русского языков, принимавшие участие в эксперименте, проявили интерес к CLIL технологии, отметили ее мотивационный потенциал и высказали готовность применять данную технологию в будущем. В статье представлен пример интегрированного занятия с применением CLIL технологии.
Ключевые слова: CLIL; методика обучения иностранным языкам; обучение иностранным языкам; иностранный язык; новые технологии обучения; двуязычное образование; английский язык.

Для цитирования:

Пирожкова, И. С. CLIL: вариант билингвального образования в российских университетах / И. С. Пирожкова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №4. – С. 181-188. DOI 10.26170/FK20-04-18.

For citation

Pirozhkova, I. S. (2020). Content and Language Integrated Learning: a Variant of Bilingual Education in Russian Universities. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №4. P. 181-188. DOI 10.26170/FK20-04-18.

Об авторе (авторах) :

Пирожкова И. С.

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3850-5069

Список литературы:

Аленькина,  Т.  Б. Английский язык для преподавания профильных дисциплин в российском вузе / Т. Б. Аленькина // Высшее образование в России. – 2020. – № 1. – С. 98–103.

Годжаева,  Н.  С. Developing language competency of university teachers to implement content and language integrated learning (CLIL) in a regional university: challenges and prospects / Н. С. Годжаева, T. A. Логунов // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. – 2015. – № 11.

Казеева, С. М. Структура урока на основе CLIL технологии / С. М. Казеева // Вестник науки и образования. – 2019. – № 8–1 (62).

Саванкова, М. В. CLIL: a new ‘hybrid’ teacher / М. В. Саванкова, У. Н. Сатылганова // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – № 4-5 (49). – С. 15–22.

Сидакова, Н. В. Концептуальная позиция в личностно-ориентированном подходе при обучении иностранному языку / Н. В. Сидакова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 2. – C. 40–43.

Сидоренко, Т. В. CLIL-практики в Томском политехническом университете: успехи и неудачи / Т. В. Сидоренко, С. В. Рыбушкина, Я. В. Розанова. – Текст : электронный // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 8. – С. 164–187. – URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-164-187 (дата обращения: 10.11.2020).

Хайрулина, Г. Д. Content and language integtration in CLIL classes / Г. Д. Хайрулина // Достижения науки и образования. – 2019. – № 1 (42). – С. 49–51.

Юрасова, Е. С. CLIL технология на уроках английского языка / Е. С. Юрасова, Е. А. Горбачева // Царскосельские чтения. – 2015. – № XIX.

Якаева, Т. И. История возникновения и развития CLIL за рубежом / Т. И. Якаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 7–2.

Coyle, D. Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. – Cambridge : Cambridge University Press, 2010. – 184 p.

Dafouz, E. Towards a dynamic conceptual framework for English-medium education in multilingual university settings / E. Dafouz, U. Smit. – Text : electronic // Applied Linguistics, 2016. – № 37 (3). – P. 397–415. – URL: https://doi.org/10.1093/applin/amu034 (mode of access: 10.11.2020).

Graddol, D. English Next / D. Graddol. – British Council, 2006. – 128 p.

Madrid, D. Profiles of students in bilingual university degree programs using English as a medium of instruction in Spain / D. Madrid, S. Julius // Issues in Teachers’ Professional Development. – 2020. – № 22(2). – P. 79–94.

Mearns, T. Exploring teacher support for a content and language integrated modern languages curriculum / T. Mearns, T. Platteel. – Text : electronic // Language, Culture and Curriculum. – 2020. – P. 1–17. – URL: https://doi.org/10.1080/07908318.2020.1809665 (mode of access 10.11.2020).

Mehisto, P. Uncovering CLIL: Content and language integrated learning in bilingual and multilingual education / P. Mehisto, D. Marsh, M. J. Frigols. – Oxford, UK : Macmillan, 2008. – 240 p.