Вам может быть интересно:
Архив журнала
Авторский миф в современном постмодернистском романе
- 1122
- Рубрика: КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-01
Аннотация: Статья раскрывает понятие «авторский миф», также отдельное внимание будет уделено осмыслению роли мифа в литературе. Мифология используется в структуре художественных произведений разных жанровых форм и направлений как отечественных, так и зарубежных авторов в рамках постмодернизма с целью связать художественный мир или частное произведение с мировой литературной традицией. В зависимости от авторской позиции различается и трактовка мифа. Предметом изучения работы является специфика реализации авторского мифа в постмодернистском произведении, которая будет рассмотрена на примере произведений В. Пелевина и Б. Акунина. В статье были использованы метод качественного контент-анализа и нарративный метод, второстепенными методами работы с материалом являются методы идеализации и дедукции. Обращаясь к конкретным примерам, взятым из большой прозы В. Пелевина и Б. Акунина, авторы сформулировали характеристику постмодернистского мифа: так, авторский миф в постмодернизме является нарративом, при этом связь элементов повествования не всегда очевидна для читателя, так как обусловлена авторским восприятием; парадоксально, что фигура автора как оригинального творца незначима: автор в постмодернизме является пересказчиком уже существующих историй, однако он волен наделять их собственной коннотацией, включать в иной контекст мифы или их элементы и идеологемы, а также свободно работать с исходной композицией истории. Главной функцией мифа является отражение определенного образа реальности, будучи надстройкой над ней, содержащей конкретные смысловые модели и роли, распределенные между персонажами, а также выражение позиции автора. Авторский миф можно обозначить как игровой, мозаичный, инверсивный конструкт. Умозаключения, представленные в статье, могут быть использованы при дальнейшем анализе творчества В. Пелевина и Б. Акунина, а также при работе с понятием «авторский миф» и изучении трансформации мифа (как архаического, так и социального, культурного и т. д.) в современной постмодернистской литературе.
Ключевые слова: Авторский миф; современная проза; постмодернизм; постмодернистский миф; интертекст; романы; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры.
Для цитирования:
Борунов, А. Б. Авторский миф в современном постмодернистском романе / А. Б. Борунов, Е. В. Шерчалова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 8-20. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-01.
For citation
Borunov, A. B., Sherchalova, E. V. (2021). Author’s Myth in the Contemporary PostModern Novel. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 8-20. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-01.
Об авторе (авторах) :
Борунов А. Б.
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2507-7218
Шерчалова Е. В.
Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7190-1151
Сроки публикации:
Дата поступления: 05.08.2021; дата публикации: 29.10.2021.Список литературы:
Анисимова, О. Обращение к мифу в современной литературе / О. Анисимова // Высшее образование в России. Кругозор. – 2003. – № 2. – С. 127–131.
Базылев, О. С. Художественный мир произведения как метод самовыражения автора / О. С. Базылев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2007. – № 2 (12). – С. 92–96.
Баркова, А. Л. Мировая мифология / А. Л. Баркова. – М. : РИПОЛ Классик, 2019. – 528 с. – (Лекции PRO).
Борунов, А. Б. Сквозные образы как циклообразующие скрепы «фандоринского корпуса» / А. Б. Борунов // Научный диалог. – 2020. – № 12. – С. 123–132.
Весь мир театр? Весь мир – литература! Б. Акунин глазами заинтересованных читателей / под ред. А. Головачевой. – М. : Буки Веди, 2016. – 134 с.
Волкова, Н. Литературная стратегия рубежа XX–XXI веков: вариант Б. Акунина : дис. … канд. филол. наук / Волкова Н... – Univerzita Karlova v Praze Filozofická fakulta, 2007. – 234 с.
Ермоленко, О. В. «Мифотворчество» и «индивидуально-авторское мифотворчество»: проблема разграничения понятий / О. В. Ермоленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 13, выпуск 3. – С. 90–93.
Герейханова, К. Ф. Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина : дис. … канд. филол. наук / Герейханова К. Ф. – – М. : РУДН, 2018. – 200 с.
Кихней, Л. Г. Проза Льва Наумова в контексте «мистического реализма» в русской литературе XX–XXI веков / Л. Г. Кихней, В. А. Гавриков. – М. ; Амстердам : Тардис, 2020. – 240 с.
Мелетинский, Е. М. Литература и мифы / Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира. Т. 2. – М., 1982. – С. 220–226.
Мелетинский, Е. М. Миф и двадцатый век / Е. М. Мелетинский. – URL: http://ruthenia.ru/folklore/ meletinsky1.htm (дата обращения: 21.12.2020). – Текст : электронный.
Пигулевский, В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму / В. О. Пигулевский. – Ростов-на-Дону : Изд-во «Фолиант», 2002. – 418 с. – URL: http://www.urgi.info/urgiinfofiles/sites/pigulevskyironiya/ (дата обращения: 16.11.2020). – Текст : электронный.
Попова, Е. Ю. Прецедентные феномены в современном художественном дискурсе (на материале романов В. Пелевина «Generation “П“» и «Числа») : дис. … канд. филол. наук / Попова Е. Ю. – Саратов, 2012. – 241 с.
Пьянзина, В. А. Авторский миф как жанр современной литературы / В. А. Пьянзина // Universum: Филология и искусствоведение. – 2017. – № 9 (43). – С. 9–11.
Ранчин, А. М. Романы Б. Акунина и классическая традиция / А. М. Ранчин. – URL: https://polit.ru/article/2004/08/02/akunin/ (дата обращения: 04.08.2021). – Текст : электронный. Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Новые художественные стратегии. Кн. 1 / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. – Екатеринбург : УрО РАН, 2005. – 465 с.
Рытова, Т. А. Проблема исследования мифологизма и сюжета мифа как элемента сюжетной структуры в русской прозе конца ХХ – начала ХХI в. / Т. А. Рытова, Е. А. Щипкова // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2012. – № 4 (20). – С. 115–128.
Снигирева, Т. А. Борис Акунин и его игровой мир : монография / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов, А. В. Снигирев. – СПб. : Алетейя, 2017. – 178 с.
Сушилина, И. К. Современный литературный процесс в России / И. К. Сушилина. –URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook027/01/part-004.htm (дата обращения: 04.05.2021). – Текст : электронный.
Baraban, E. V. A Country Resembling Russia: The Use of History in Boris Akunin’s Detective Novels / E. V. Baraban // The Slavic and East European Journal. – 2004. – Vol. 48, No. 3, Special Forum Issue: Innovation through Iteration: Russian Popular Culture Today. – P. 396-420.
Gereikhanova, K. F. Modern prose as a multimedia hypertext (on the example of the Table-talk 1882 story by Boris Akunin) / K. F. Gereikhanova, L. G. Kikhney // Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research. XXIII International Conference named after professor L. N. Kogan. – Ekaterinburg, 2020. – P. 119-124.
Hearn, L. Glimpses of Unfamilliar Japan / L. Hearn. – Boston, N.Y. : Houghton Mifflin Company, 1894. – 886 p.