Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-03
Аннотация: Данное исследование посвящено изучению особенностей семантического различия в корпусе терминов социальной работы. Актуальность исследования определяется междисциплинарными научными связями, ролью отдельно взятой терминосистемы в процессе научного познания, необходимостью лингвистической систематизации корпуса терминов социальной работы с целью изучения семантического и словообразовательного аспектов терминосистемы. Исследование выполнено на материале компонентного анализа 77 понятийных терминологических оппозиций (ПТО). Термины были отобраны методом сплошной выборки из текстов специальной литературы на основе понятийного критерия. Исследуемая выборка представляется репрезентативной и достоверной. Доказательство антонимичных отношений между терминологическими единицами строится на анализе семантического значения терминов, входящих в ПТО. Являясь подсистемой общего литературного английского языка, терминосистема социальной работы переживает те же семантические процессы, и мы находим ПТО, в которых представлены комплементарный, контрарный и конверсивный типы антонимии. Словообразовательная антонимия преобладает над лексической. Результаты исследования представляют интерес как для общего языкознания, так и для терминоведения в частности, а также могут быть использованы в процессе систематизации научных знаний в теории социальной работы и при составлении специальных словарей и словников.
Ключевые слова: Специальная терминология; специальные термины; терминологические оппозиции; терминоведение; комплементарные антонимы; контрарные антонимы; конверсивные антонимы; словообразовательные модели; словообразование; социальная работа; лексикография.

Для цитирования:

Бурсина, О. А. Особенности семантического различия в корпусе специальной лексики (на примере понятийных терминологических оппозиций в терминосистеме социальной работы) / О. А. Бурсина // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 34-41. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-03.

For citation

Bursina, O. A. (2021). Semantic Distinctions in Specialized Vocabulary (on the Example of Notional Terminological Oppositions in the Terminological System of Social Work) . In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 34-41. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-03.

Об авторе (авторах) :

Бурсина О. А.

Вологодский государственный университет (Вологда, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3873-2269

Сроки публикации:

Дата поступления: 01.10.2021; дата публикации: 29.10.2021 (после доработки).

Список литературы:

Даниленко, В. П. Русская терминология / В. П. Даниленко. – Москва : Наука, 1977. – 246 с.

Куликова, И. С. Введение в металингвистику (системный, лексикографический и коммуникативнопрагматический аспекты лингвистической терминологии) / И. С. Куликова, Д. В. Салмина. – Санкт Петербург : Издательство «Сага», 2002. – 352 с.

Лейчик, В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура / В. М. Лейчик. – Москва : ДомКнига, 2006. – 256 с.

Никитина, С. Е. Семантический анализ языка науки. На материале лингвистики / С. Е. Никитина. – Москва : Наука, 1987. – 144 с.

Сулейманова, А. К. Терминосистема нефтяного дела и ее функционирование в профессиональном дискурсе специалиста : монография / А. К. Сулейманова. – Уфа : РИО БашГУ, 2005. – 268 с.

Хомякова, Е. Г. Эгоцентризм речемыслительной деятельности: На материале английского языка : дис. ... д-ра филол. наук / Хомякова Е. Г. – Санкт Петербург, 2002. – 250 с.

Цвиллинг, М. Я. Специфика научно-общественного текста (к вопросу о внутриотраслевой дифференциации языка науки) / М. Я. Цвиллинг // Разновидности и жанры научной прозы. Лингвостилистические особенности. – Москва : Наука, 1989. – С. 27–36.

Burke, P. Learning Disabilities in Children / P. Burke, K. Cigno. – Blackwell Science, 2000. – 176 p. Jones, S. Antonymy. A Corpus-based Perspective / S. Jones. – London and New York : Routledge, 2002. – 193 p.

Mettinger, A. Aspects of Semantic Opposition in English / A. Mettinger. – Oxford : Clarendon Press, 1994. – 205 p. The Blackwell Companion to Social Work / ed. by M. Davis. – Blackwell Publishing Ltd, 2008. – 538 p.