Вам может быть интересно:
Архив журнала
Методика обучения словаков русским неопределенным местоимениям
- 937
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-24
Аннотация: В статье излагается опыт обучения неопределенным местоимениям в словацкой аудитории. Большое внимание уделяется лингвистическому обоснованию системы обучения русским неопределенным местоимениям, которая строится с учетом их своеобразия в двух контактирующих языках. Это позволяет авторам дифференцированно подходить к отбору содержания и методов обучения, предвидеть возможности транспозиции, устанавливая определенные связи между идентичными и сходными грамматическими характеристиками данного лексико-грамматического разряда местоимений в словацком и русском языках, организовывать работу по предупреждению и преодолению межъязыковой интерференции. С целью определения современного состояния обучения неопределенным местоимениям авторы анализируют существующие на сегодняшний день учебные материалы и приходят к выводу, что они не отвечают в полной мере запросам студентов-словаков, для которых особую значимость имеет умение осознанно выбирать языковые средства и безошибочно, мотивированно применять их в соответствии с целями высказывания. Речь прежде всего идет о выделении главного, существенного этапа обучения правильному и точному использованию неопределенных местоимений, вычленении тех компонентов в структуре их значения, которые играют стрежневую роль для конструирования целостного высказывания. Основываясь на результатах эксперимента, мы предлагаем трехэтапный подxод к обучению, включающий 1) совместное со студентами выведение общих принципов употребления русских неопределенныx местоимений, 2) выполнение пассивно-конструктивных упражнений, способствующих осознанному усвоению правил и 3) активное порождение текстов с обоснованным употреблением тех или иных неопределенных местоимений. В результате применения данного подхода у студентов формируются навыки продуктивной речевой деятельности и в их языковом сознании закладываются основы потенциальной сочетаемости неопределенных местоимений. При этом учащиеся самостоятельно регулируют процесс своего обучения, а преподавателю отводится роль инструктора или консультанта.
Ключевые слова: неопределенные местоимения; славянские языки; русский язык как иностранный; текстоориентированный подxод; активизирующие приемы обучения; методика преподавания русского языка.
Для цитирования:
Цингерова, Н. Методика обучения словаков русским неопределенным место имениям / Н. Цингерова, М. Вазанова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 249-260. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-24.
For citation
Cingerova, N., Vazanova, M. (2022). Methodology for Teaching Slovaks Russian Indefinite Pronouns. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 249-260. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-24.
Об авторе (авторах) :
Цингерова Н.
Университет им. Коменского в Братиславе (Братислава, Словацкая Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1271-4687
Вазанова М.
Экономический университет в Братиславе (Братислава, Словацкая Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1982-9615
Сроки публикации:
Дата поступления: 25.10.2021; дата публикации: 30.03.2022Список литературы:
Бабалова, Л. Л. Практикум по русской грамматике : в 2 ч. Ч. 2. Синтаксис простого и сложного предложения / Л. Л. Бабалова, С. И. Кокорина. – М. : Русский язык. Курсы, 2011. – 352 с.
Борисова, Е. Г. Лингвистические основы РКИ: педагогическая грамматика русского языка / Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева. – М. : Флинта, 2019. – 209 с.
Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – М. : Логос, 2002. – 528 с.
Ващенко, Д. Ю. Система неопределенных местоимений в словацком языке / Д. Ю. Ващенко. – М. : Институт славяноведения РАН, 2016. – 223 с.
Величко, А. В. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный / А. В. Величко, Л. В. Красильникова, Е. А. Кузьмина [и др.]. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 648 с.
Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. – М. : Русcкий язык, 2001. – 719 с.
Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. Фонетика и морфология. Теоретический курс / А. Н. Гвоздев. – М. : Либроком, 2015. – 472 с.
Глазунова, О. И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях: Морфология / О. И. Глазунова. – СПб. : Златоуст, 2007. – 424 с.
Глазунова, О. И. Давайте говорить по-русски : учебник по русскому языку / О. И. Глазунова. – М. : Русский язык, 2003. – 336 с.
Головко, О. В. Вперед! Пособие по русской разговорной речи / О. В. Головко. – М. : Русский язык. Курсы, 2011. – 184 с.
Грушевская, Л.Ю. Живая грамматика русского языка (для говорящих на английском языке). Часть I. Начальный и средний (I) этап / Л.Ю. Грушевская, Н.Б. Битехтина, Ю. В. Шеина. –М. : КРЕФ-Р, 2019. –204 с.
Егорова, А. Ф. Трудные случаи русской грамматики : сборник упражнений по русскому языку как иностранному / А. Ф. Егорова. – СПб. : Златоуст, 2008. – 100 с.
Лебедева, М. Н. Вопросы русской грамматики: от смысла к форме. Характерные трудности / М. Н. Лебедева. – М. : Русский язык. Курсы, 2015. – 176 с.
Падучева, E. Снятая утвердительность и неверидиктальность (на примере русских местоимений отрицательной полярности) / Е. Падучева // Russian Linguistics. – 2015. – № 2 (39). – С. 129-162.
Панов, М. В. Труды по общему языкознанию и русскому языку : в 2-х т. Т. 1 / М. В. Панов. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 568 с.
Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М. : Языки славянской культуры, 2001. – 545 с.
Пулькина, И. М. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями : учебник (для говорящих на английском языке) / И. М. Пулькина. – М. : Русский язык, 2000. – 592 с.
Рахманова, Л. В. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология / Л. В. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 464 с.
Русская грамматика : научные труды : в 2 т. Т. 1 / ред. Е. А. Брызгунова, К. В. Габучан. – М. : Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.
Фортунатов, Ф. Ф. Сравнительное языковедение / Ф. Ф. Фортунатов. – М. : Издательство «Юрайт», 2019. – 220 с.
Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – М. : Флинта, 2015. – 714 с.
Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – М. : Флинта, 2017. – 350 с.
Янко-Триницкая, Н. А. Русская морфология / Н. А. Янко-Триницкая. – М. : Русский язык, 1989. – 236 с.
Anisimova, D. O kontextovej lexikalizácii neurčitých zámen v slovenčine / D. Anisimova // Jazykovedný časopis. – 2006. – No. 1. – S. 33-43.
Bajzíková, E. Zámená / E. Bajzíková // Bajzíková E., Oravec J., Furdík J. Súčasný slovenský spisovný jazyk. Morfológia. – Bratislava : SPN, 1984, – S. 109-124.
Baláž, G. Cvičebnica z pravopisu a morfológie ruského jazyka / G. Baláž, M. Čabala, S. Medlenova. – Bratislava : Univerzita Komenského v Bratislave, 1980. – 162 s.
Dvonč, L. Morfológia slovenského jazyka / L. Dvonč, G. Horák, F. Miko, J. Mistrík, J. Oravec, J. Ružička, M. Urbančok. – Bratislava : Vydavateľstvo Slovenskej akadémie vied, 1966. – 896 s.
Gallo, J. Vyjadrovanie kategórie neurčitosti v ruštine a slovenčine / J. Gallo. – Nitra : UKF, 2008. – 186 s.
Guzi, Ľ. Morfológia ruského jazyka / Ľ. Guzi. – Prešov : Filozofická fakulta Prešovskej univerzity v Prešove, 2012. – 283 s.
Lifanov, K. Základné neurčité zámená vo vývine spisovnej slovenčiny / K. Lifanov // Slovenská reč. – 2007. – ročník 72, číslo 1. – S. 3-20.
Mistrík, J. Praktická slovenská štylistika / J. Mistrík. – Bratislava : Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1961. – 198 s.
Richards, J. C. Approaches and Methods in Language Teaching. Third Edition / J. C. Richards, T. S. Rodgers. – Cambridge : Cambridge University Press, 2014. – 410 p.
Rybák,J. K Významu neurčitých zámen so -si a nie-/ J. Rybák // Slovenská reč. – 1962. – No. 27. – S. 236-242.
Rybák, J. Местоимения / J. Rybák // Baláž G., Benediková Ľ., Čabala M., Mikluš M., Miloslavskij I., Rybák J. Современный русский язык в сопоставлении со словацким. Морфология. Súčasná ruština v porovnaní so slovenčinou. Morfológia. – Bratislava : Slovenské pedagogické nakladateľstvo, 1989. – S. 307-326.
Shaffer, C. A Comparison of Inductive and Deductive Approaches to Teaching Foreign Languages / C. Shaffer // The Modern Language Journal. – 1989. – No. 4. (Vol. 73). – P. 395-403.
Sokolová, J. Основы системной лингвистики. Морфология [Základy systémovej lingvistiky. Morfológia] / J. Sokolová, M. Hrčková. – Nitra : Garmond, 2011. – 344 s.