Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-1-183-191
Аннотация: В статье исследуются предпосылки, принципы и экспериментальные результаты внедрения новой интегративной технологии обучения иностранному языку, основанной на совмещении двух зарекомендовавших себя методик – интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL) и обучения языку через чтение художественной литературы. Целью работы является апробирование и представление новой комплексной методики обучения английскому языку студентов гуманитарных направлений российских университетов, которая позволяет повысить мотивацию и вовлеченность обучающихся в англоязычную профессиональную коммуникацию и дает возможность интеграции с другими образовательными технологиями, что отвечает потребности повышения эффективности обучения языку в российских вузах. Обоснованиями выбора материала для обучения выступают как свойства самой современной английской литературы (интертекстуальность, смешение жанров и стилей, обращение к современным историческим и политическим событиям, социальным явлениям, высокая плотность фактической информации, отражение актуальных процессов развития мышления и восприятия информации – поликодовость, клиповое мышление и др.), так и наличие большого количества доступных благодаря современным медиа источников (интервью писателей, документальные и новостные ресурсы), позволяющих организовать эффективное обучающее пространство. Глубокая эмоционально-личностная проработка текста, имеющего не только информационную, но и культурную и эстетическую ценность, и окружающих его материалов также имеет высокий воспитательный потенциал. Внедрение технологии частично решает проблему вовлечения языковых дисциплин в формирование универсальных компетенций, предусмотренных стандартами высшего образования РФ. Несмотря на некоторые ограничения, включая сложность интеграции преподавания языка и профессиональной дисциплины в стандартной модели учебного плана, внедрение технологии может оказаться высокоэффективным в российских университетах, ставящих целью комплексное личностное и профессиональное развитие обучающихся: критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки межличностной и межкультурной коммуникации. Особенно релевантной технология может быть для преподавателей, прошедших языковую подготовку как сопутствующее условие дисциплинарной подготовки (филология, международное право, международные отношения, международная журналистика, мировая экономика и т. д.).
Ключевые слова: интегрированное предметно-языковое обучение; CLIL; преподавание иностранного языка; преподавание языка через литературу; иноязычная компетенция

Для цитирования:

Тихомирова, Ю. А. Обучение иностранному языку через современную литературу и CLIL: интегративный подход / Ю. А. Тихомирова // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №1. – С. 183-191. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-183-191.

For citation

Tikhomirova, Yu. A. (2024). Teaching English Through Contemporary British Literature and CLIL: An Integrative Approach. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №1. P. 183-191. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-1-183-191.

Об авторе (авторах) :

Тихомирова Ю.А.
Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2426-2254

SPIN-код: 5508-4821

Сроки публикации:

Дата поступления: 23.01.2023; дата публикации: 31.03.2024

Список литературы:

Алмазова, Н. И. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике / Н. И. Алмазова, Т. А. Бара- нова, Л. П. Халяпина. – Текст : электронный // Язык и культура. – 2017. – № 39. – С. 116–134. – URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1655/files/39_116.pdf (дата обращения: 20.06.2020).
Пирожкова, И. С. Основы предметно-языкового интегрированного обучения / И. С. Пирожкова // Практические вопросы языкового образования : коллективная монография / под общ. ред. Е. В. Дзюбы. – Екатеринбург : [б. и.], 2021. – С. 188–206.
Пьянзина, О. В. Создание иноязычной профессиональной образовательной среды для студентов-журналистов (на материалах публикаций в американской журнальной прессе) / О. В. Пьянзина, Г. И. Шостак // Язык и культура. – 2020. – № 50. – С. 226–241. – DOI: 10.17223/19996195/50/13.
Сидоренко, Т. В. CLIL-практики в Томском политехническом университете: успехи и неудачи / Т. В. Сидоренко, С. В. Рыбушкина, Я. В. Розанова. – Текст : электронный // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 8. – С. 164–187. – URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-164-187 (дата обращения: 10.01.2021).
Сидоренко, Т. В. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете / Т. В. Сидоренко, О.М. Замятина, А. В. Кудряшова // Язык и культура. – 2021. – № 54. – С. 299–317. – DOI: 10.17223/19996195/54/17.
Тарнаева, Л. П. Предметно-языковая интеграция в системе лингвистического образования: pro et contra / Л. П. Тарнаева, Г. А. Баева // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 280–298. – DOI: 10.17223/19996195/45/20.
Calafato, R. Literature in Language Education. Evolving Language Pedagogies and Text Preferences in Contemporary Russia / R. Calafato. – Текст : электронный // Вопросы образования. – 2018. – № 2. – С. 91–116. – URL: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-2-91-116 (дата обращения: 15.06.2020).
Carter, R. Literature and Language Teaching 1986–2006: A Review / R. Carter // International Journal of Applied Linguistics. – 2007. – Vol. 17, no. 1. – P. 3–13.
Coyle, D. Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. – Cambridge : Cambridge University Press, 2010. – 184 p.
De Florio-Hansen, I. Teaching and Learning English in the Digital Age / I. De Florio-Hansen. – Münster ; New York : Waxmann Verlag, 2018. – 340 p.
Di Martino, E. Studying Language through Literature: An Old Perspective Revisited and Something More / E. Di Martino, E. Di Sabato. – Cambridge Scholars Publishing, 2014. – 161 p.
Grimm, N. Teaching English / N. Grimm, M. Meyer, L. Volkmann. – Tübingen : Gunter Narr Francke Verlag, 2015. – 353 p.
Klewitz, B. Content and Language Integrated Learning (CLIL): A Methodology of Bilingual Teaching / B. Klewitz. – Stuttgart : Ibidem-Verlag, 2021. – 368 p.
Kováčiková, E. English for Specific Purposes in Higher Education Through Content and Language Integrated Learning / E. Kováčiková. – Cambridge Scholars Publishing, 2020. – 129 p.
McRae, J. Five Skills English / J. McRae // Footpath. – 2017. – No. 10. – P. 101–113.
Mehisto, P. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Educa- tion / P. Mehisto, D. Marsh, M. J. Frigols. – Oxford : Macmillan Education, 2008. – 240 p.
Meyer, O. Introducing the CLIL Pyramid: Key Strategies and Principles for Quality CLIL Planning and Teaching / O. Meyer // Basic Issues in EFL Teaching and Learning / ed. by M. Eisennman and T. Summer. – Heidelberg : Uniersi- tatsverlag Winter, 2017. – P. 265–283.
Simpson, P. Language through literature: an Introduction (Interface series) / P. Simpson. – London ; New York : Routledge ; Taylor & Francis, 1997. – 240 p.

Victorian Certificate of Education (VCE). Literature. Study Design. – Melbourne : Board of Studies, 2016. – URL: https://www.vcaa.vic.edu.au/Documents/vce/literature/2016LiteratureSD.pdf (mode of access: 10.06.2022). – Text : electronic.