Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-3-185-194
Аннотация: Рассматривается проблема «отсутствия языка» для разговора о шедеврах любовной лирики, возникаю-щих довольно внезапно в программе по литературе в 8–9 классах (стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, У. Шекспира). В качестве варианта решения проблемы в статье предлагается знакомство школьников 5–9 классов с непро-граммными стихотворениями поэтов конца XX – начала XXI веков, на уровне ситуации, переживания, поэтики сходными с программными классическими текстами. Автор подчеркивает, что предпочтение следует отдавать стихотворениям со-временных детских поэтов, в которых лирическим субъектом оказывался бы ребенок, восприятие мира происходило с его позиций, воспроизводилась бы узнаваемая для юного читателя ситуация (мир школы, игры), при этом регистр предлагае-мых стихотворений должен быть широким. В качестве методологической основы исследования берутся идеи В. Г Маранцмана об «эмоциональном» восприятии худо-жественного текста школьниками среднего звена, необходимости тщательной работы на уроке со сферой чувств ребенка-читателя, а также характеристика В. Г. Маранцманом этапов литературного образования (этап «наивного реализма» (5–6 классы) – интерес к событию, острому сюжету, авантюрному компоненту текста; этап «нравственного эгоцентризма» (7–8 классы) – сосредоточенность на самом себе, эгоцентрическое отношение к миру, восприятие текста сквозь призму своих проблем – прежде всего проблем принятия и самоутверждения). В статье определяется логика введения текстов по классам (5–6 классы, 7–8 классы, 9 класс), предлагаются аналитические и творческие вопросы и задания для работы со стихотворениями М. Бородицкой, М. Бершадской, А. Гиваргизова, М. Вейцма-на. Стихотворения В. Д. Берестова 1960–1990-х годов рассмотрены в связи с возможностью перехода к шедеврам любовной лирики А. С. Пушкина, изучаемым в 9 классе. Рассмотренные стихотворения для разных возрастных групп очевидно пере-кликаются друг с другом, что позволяет учителю возвращаться к ранее рассмотренным стихотворениям, обнаруживать иные планы образа переживания. Последовательное обращение к стихотворениям о любви, в которых воплощается детский и под-ростковый взгляд на чувство, сделает более аккуратным, осознанным обращение к стихотворениям о любви в 9 классе.
Ключевые слова: преподавание лирики в 5–9 классах; тема любви; лирика А. С. Пушкина; современная поэзия для детей и подростков; уроки по любовной лирике в среднем звене

Для цитирования:

Гутрина, Л. Д. Читатель-подросток и любовная лирика / Л. Д. Гутрина // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №3. – С. 185-194. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-185-194.

For citation

Gutrina, L. D. (2024). A Teenage Reader and Love Poet. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №3. P. 185-194. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-185-194.

Об авторе (авторах) :

Гутрина Л.Д.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5083-9299
SPIN-код: 6160-1878

Сроки публикации:

Дата поступления: 15.05.2024; дата публикации: 30.10.2024

Список литературы:

Асонова, Е. А. Какая поэзия хороша для детей и подростков / Е. А. Асонова // Читатель в поиске / под ред. Е. А. Асоновой, Е. В. Романичевой. – М. : Библиомир, 2018. – С. 17–25.
Асонова, Е. А. Классика в зеркале современной литературы / Е. А. Асонова // Детские чтения. – 2019. – Т. 15, № 1. – С. 307–315.
Барковская, Н. В. Серия «Библиотека Михаила Яснова»: поэт как организатор книжного пространства / Н. В. Барковская // Детские чтения. – 2020. – Т. 18, № 2. – С. 123–134.
Берестов, В. Д. Избранные произведения : в 2-х т. Т. 2 / В. Д. Берестов. – М. : Издательство им. Сабашниковых, 1998. – 608 с.
Бершадская, М. Море, которого нет на карте: стихи / М. Бершадская. – М. : РОСМЭН, 2015. – 64 с.
Бокарев, А. С. Классические традиции в современной русской поэзии как объект изучения на уроках литературы в школе / А. С. Бокарев // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 62–66.
Борусяк, Л. Любовь к поэзии и просто любовь (анализ контента сообществ в соцсети ВКонтакте, посвященных русским поэтам) / Л. Борусяк. – Текст : электронный // Литература. Журнал для учителей-словесников. – 2015. – № 1 (818). – С. 55–61. – URL: https://publications.hse.ru/articles/145519188 (дата обращения:
05.05.2024).
Бородицкая, М. Я. Тайный гонец / М. Я. Бородицкая. – М. : Эгмонт, 2018. – 64 с.
Вейцман, М. Стихи русских поэтов / М. Вейцман. – URL: https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/markveycman-
son (дата обращения: 05.05.2024). – Текст : электронный.
Гиваргизов, А. Про драконов и милиционеров / А. Гиваргизов. – М. : Эгмонт, 2017. – 128 с.
Дубин, Б. В. Классика, после и рядом. Социологические очерки о литературе и культуре / Б. В. Дубин. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – 345 с.
Как вырастить читателя: психолого-педагогические основы работы библиотекаря / под общ. и науч. ред. А. В. Березиной. – М. : Библиомир, 2022. – 192 с.
Кочергина, А. А. Поэтика авангарда в творчестве современных детских писателей : автореф. дис. … канд. филол. наук / А. А. Кочергина. – Волгоград, 2017. – 24 с.
Круглякова, Т. А. Русская детская литература – в помощь учителю русского языка : пособие для учителя / Т. А. Круглякова. – СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2022. – 288 с.
Кучина, Т. Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 кл. : учебное пособие. Профильный уровень / Т. Г. Кучина. – М. : Дрофа, 2006. – 352 с.
Литература. 9 класс : книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
Литература. 9 класс. Практикум: основное общее образование / под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин. [Анализ стихотворений] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб. : Искусство-СПб, 1996. – С. 784–809.
Методика преподавания литературы : учебное пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М. : Просвещение ; ВЛАДОС, 1995. – 288 с.
Пушкин, А. С. Избранные сочинения : в 2-х т. Т. 1 / А. С. Пушкин. – М. : Художественная литература, 1980. – 814 с.
Рогожина, И. В. Проблемы включения поэзии последних десятилетий в круг чтения старшеклассников / И. В. Рогожина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серия: Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19, № 1. – С. 33–38.
Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман. – Л. : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1977. – 223 с.
Смирнова, О. В. Чисто по-человечески. Материалы к урокам / О. В. Смирнова. – URL:
https://slovesnik.org/kopilka/metodicheskie-razrabotki/chisto-po-chelovecheski-materialy-k-urokam.html (дата обращения: 05.05.2024). – Текст : электронный.
Хафизова, Э. Т. Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе / Э. Т. Хафизова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 3. – С. 109–114.
Шолпо, И. Л. Рождение слова на уроках творчества / И. Л. Шолпо. – Текст : электронный // Литература.
Учебно-методический журнал для учителей словесности. – 2006. – № 21. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200602110 (дата обращения: 05.05.2024).
Яснов, М. Д. Путешествие в чудетство: книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / М. Д. Яснов. – СПб. : Союз писателей СПб ; Фонд «Дом детской книги», 2014. – 360 с.