Рубрика: ПОЭТИКА ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-3-162-173
Аннотация: Статья посвящена актуальному феномену современной культуры – исследованию художественных особенностей графических адаптаций текстов русской литературы, т. е. тому виду искусства, в котором литературное произведение полностью визуализировано художником-комиксистом. В последние годы данный вид творчества набирает всю большую популярность в России, что во многом связано с клиповым мышлением, явлением мультикультурализма и глобализацией, затрагивающей как экономические, политические, социальные, так и культурные сферы жизни. Комиксы и графические адаптации занимают важное место среди интересов молодежной среды, являются значимой составляющей выражения субъектности и индивидуальности современной молодежи, позволяют молодому поколению в более емкой и адекватной времени форме знакомиться с произведениями русской литературы, усваивать и перерабатывать ценностные ориентиры предыдущих поколений. Материалом исследования послужили графические адаптации наиболее значимых произведений русской литературы, таких как «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В данном исследовании применяются методы литературной семиотики и герменевтики, методики анализа креолизованного текста, т. е. текста синкретичной, смешанной природы, в котором задействованы средства разных семиотических кодов – вербального и визуального, а также описываются родственные кинематографу методы и приемы. Исследование трансформаций текстов русской литературы, выполненных российскими и зарубежными художниками, дает новое представление о межнациональной природе графических адаптаций. Сопоставляя структуру, семантические особенности, визуальные приемы отечественных и зарубежных графических адаптаций, можно выявить доминантные точки произведений-претекстов, яркие эпизоды, на которые чаще всего обращают внимание художники. Рассмотренные в статье графические адаптации произведений русской литературы позволяют сделать важный вывод о том, что данный жанр генетически связан с искусством комикса, но представляет собой более сложное и многогранное явление. Графическая адаптация вбирает в себя черты, особенности киноискусства и театрального искусства, что выражается в монтажных приемах, подготовке сценарного плана. Жанр графической адаптации актуализирует изобразительный потенциал многих классических и современных произведений русской литературы и наряду с другими видами искусства участвует в межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: графическая адаптация; графический роман; комикс; креолизованный текст; русская литература; молодежная культура

Для цитирования:

Семьян, Т. Ф. Графические адаптации произведений русской литературы / Т. Ф. Семьян, Е. А. Смышляев // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №3. – С. 162-173. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-162-173.

For citation

Semyan, T. F., Smyshlyaev, E. A. (2024). Graphic Adaptations of Russian Literature. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №3. P. 162-173. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-162-173.

Об авторе (авторах) :

Семьян Т. Ф.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9380-1509
SPIN-код: 7666-2753


Смышляев Е. А.

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4848-4986
SPIN-код: 9222-4295

 

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-00855).

Сроки публикации:

Дата поступления: 30.08.2024; дата публикации: 30.10.2024

Список литературы:

Аванесов, С. С. Визуальность и коммуникация / С. С. Аванесов // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семи-отики. – 2014. – № 2 (2). – С. 11–25.
Акишин, А. Мастер и Маргарита: графический роман / А. Акишин, М. Заславский. – СПб., 2020. – 136 с. Антанасиевич, И. Русская классика в картинках / И. Антанасиевич. – Белград, 2015. – 278 с.
Айснер, У. Контракт с богом / У. Айснер ; пер. с англ. М. Заславского. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 216 c.

Айснер, У. Комикс и последовательное искусство / У. Айснер ; пер. с англ. М. Заславского. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 192 c.
Белова, Т. М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов / Т. М. Белова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2 (62). – С. 132–136.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: роман-комикс / М. А. Булгаков ; пер. с англ. С. Долотовская. – М. : Астрель ; CORPUS, 2012. – 128 с. Булдакова, Ю. В. Комикс в России: трансмедийный нарратив и издательские стратегии / Ю. В. Булдакова, Д. А. Шишкин // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2020. – № 23. – С. 115–130.
Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский, Б. Лукиа. – М. : Alpaca, 2024. – 160 с.
Емец, О. Разные взгляды в рассказе А. Платонова «Цветок на земле» и его графической адаптации / О. Емец // Сборник материалов конференции исследователей комиксов 19–20 мая 2016 года / сост. А. И. Кунин, Ю. А. Магера. – М. : Российская государственная библиотека для молодежи, 2016. – С. 57–61.
Козлов, Е. В. Комикс как явление лингвокультуры: знак – текст – миф / Е. В. Козлов. – Волгоград : Изда-тельство ВолГУ, 2002. – 183 с.
Магера, Ю. А. Литературная классика в японской манге: комиксы Тэдзука Осаму / Ю. А. Магера // Вест-ник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2021. – № 9. – С. 100–115.
Макклауд, С. Понимание комикса / С. Макклауд ; пер. с англ. В. Кистяковского. – М. : Белое яблоко, 2016. – 216 c. Мир комиксов – 2024: женские комиксы, маньхуа, нарратив / под ред. Ю. А. Магеры. – Екатеринбург : Фабрика комиксов ; Кабинетный ученый, 2024. – 360 с. Новикова, Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах / Е. Г. Новикова // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2019. – № 19. – С. 75–94. Панферова, О. Ю. Графический роман в репертуаре российских издательств / О. Ю. Панферова, Е. Л. Мжельская // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2020. – № 24. – С. 156–172.
Платонов, А. Цветы на земле / А. Платонов ; ред.-сост. А. Лахин, Д. Нестерак. – М. : Alpaca, 2023. – 140 с.
Русский комикс. 1935–1945. Королевство Югославия / под ред. Д. Бастракова. – Нижний Новгород : Изда-тельство «Черная сотня», 2020. – 630 с.
Русский комикс : сборник статей / под ред. А. Ромахина. – М. : НЛО, 2010. – 352 с. Садуов, Р. Т. Опыт североамериканской комикс-индустрии в организации производства современного российского массового комикса / Р. Т. Садуов // Studia Litterarum. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 274–285. Смирнова, Н. Н. О фрагментарности в литературе / Н. Н. Смирнова // Studia Litterarum. – 2021. – № 1. – С. 32–51.
Столярова, Л. Г. Анализ структурных элементов комикса / Л. Г. Столярова // Известия Тульского государ-ственного университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – С. 383–388.
Танаев, Р. Мастер и Маргарита: комикс по мотивам романа / Р. Танаев. – М. : ТЕРРА, 1997. – 104 с.
Тэдзука, О. Преступление и наказание / О. Тэдзука ; пер. с яп. Г. Соловьева. – Екатеринбург : Фабрика ко-миксов, 2011. – 136 с.
Цыркун, Н. А. Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма / Н. А. Цыркун // Вестник РГГУ. Се-рия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2014. – № 14 (136). – С. 191–199.
Baron-Carvais, A. La bande dessinée / А. Baron-Carvais. – Paris, 1985. – 127 p.
Carrier, D. The Aesthetics of Comics / D. Carrier. – Pennsylvania State University Press, 2000. – 152 p.