Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-4-77-85
Аннотация: В статье рассматривается феномен трансфикциональности, в массовой культуре получивший развитие в качестве стратегии конструирования вымышленных миров. Вымышленные миры, населенные литературными героями, – ставший привычным прием сюжетостроения в западной массовой культуре (пример тому – «Лига выдающихся джентльменов» Алана Мура (1999–2019)). В русской культуре процесс освоения подобных стратегий интертекстуального взаимодействия начался недавно и представлен в самых разных литературных сегментах: от творчества фанатов (фанфикшн) до про-зы В. Шарова. В статье анализируются первые прецеденты использования трансфикциональности на основе русской лите-ратурной классики XIX века в масштабных медийных проектах – в фильме «Дуэлянт» (2016), в сериале «Анна-детективъ» (2016–2021), в фильме и сериале «Гоголь» (2017–2018) и др. Опыты создания литературных вселенных оказались успешными в зрительской и читательской среде. Сделан вывод о том, что тенденция к развитию стратегии трансфикционального воображения сегодня очевидна, для нее даже существует аналог в филологической науке – это концепция «петербургского текста» В. Н. Топорова с ее явными эстетически продуктивными проекциями. При этом отечественная массовая культура в строительстве литературных вымышленных миров проявляет пока некоторую робость. Фундаментальные причины этой робости коренятся в особенностях отечественной культурной традиции. Отечественная литература XIX века, в отличие от французской или британской, не создала массовой качественной развлекательной литературы, а в отношении к высокой отечественной классике русской литературе свойственна сакрализация авторства, препятствующая, возможно, вольному обращению с материалом. Однако именно эти особенности в конечном счете определяют специфику трансфикциональных экспериментов в российской массовой культуре: героями вымышленных Вселенных русской литературы становятся не литературные персонажи, а сами творцы – писатели-классики, способные к созданию новых миров-онтологий.
Ключевые слова: трансфикциональность; трансмедиальность; воображаемые миры (вселенные); русская литератур-ная классика; современная массовая культура; культурная индустрия

Для цитирования:

Абашев, В. В. Трансфикциональные опыты российской массовой культуры / В. В. Абашев, М. П. Абашева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №4. – С. 77–85. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-77-85.

For citation

Abashev, V. V., Abasheva, M. P. (2024). Transfictional Experiments of Russian Mass Culture. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №4. P. 77–85. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-77-85.

Об авторе (авторах) :

Абашев В. В. 
Пермский государственный национальный исследовательский университет
(Пермь, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2712-2759
SPIN-код: 5142-6370

Абашева М. П.
Пермский государственный национальный исследовательский университет
(Пермь, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5720-7916
SPIN-код: 2169-4629

 

Благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания с Министерством просвещения РФ соглаше-ние № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г. по теме «Формирование медиаграмотности у будущих педагогов в системе высшего образования: вызовы и возможности».

Сроки публикации:

Дата поступления: 04.11.2024; дата публикации: 28.12.2024

Список литературы:

Вымышленная вселенная. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия. – URL: https://bigenc.ru/c/vymyshlennaia-vselennaia-4b1f02 (дата обращения: 24.10.2024).

Ильченко, С. Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть» / С. Ильченко. – Текст : электронный // Санкт-петербургские ведомости. – 10.09.2018. – URL: https://spbvedomosti.ru/news/culture/ pri_chem_zdes_gogol (дата обращения: 20.10.2024).

Кавелти, Дж. Г. Изучение литературных формул / Дж. Г. Кавелти // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 22. – С. 33–64.

Лавока, Ф. Граница между фактом и вымыслом в свете трехуровневой компаративистики / Ф. Лавока // Studia Literarum. – 2016. – Т. 1, № 3-4. – С. 29–42.

Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74–87.

Москвитин, Е. «Дуэлянт»: Петербург XIX века как киновселенная / Е. Москвитин. – Текст : электрон-ный // Meduza. – 18.09.2016. – URL: https://meduza.io/feature/2016/09/18/duelyant-peterburg-xix-veka-kak-kinovselennaya (дата обращения: 20.10.2024).

Муравьева, Л. В защиту реального / Л. Муравьева. – Текст : электронный // Новое литературное обозре-ние. – 2018. – № 5 (153). – URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/153/article/ 20325/ (дата обращения: 20.10.2024).

Палкина, Е. Россияне назвали классические произведения, которые нуждаются в фанфиках / Е. Палкина. – Текст : электронный // Сноб. – 24.09.2024. – URL: https://snob.ru/news/rossiiane-nazvali-klassicheskie-proizvedeniia-kotorye-nuzhdaiutsia-v-fanfikakh/ (дата обращения: 15.10.2024).

Рейтблат, А. И. Взаимоотношения авторов и издателей во второй половине XIX – начале XX века / А. И. Рейтблат // От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. – М. : Новое литературное обозрение, 2014a. – С. 251–276.

Рейтблат, А. И. Типы публикации и каналы распространения переводов зарубежной литературы в России во второй половине XIX – начале XX века / А. И. Рейтблат // Рейтблат А. И. Писать поперек. Статьи по биогра-фике, социологии и истории литературы. – М. : Новое литературное обозрение, 2014b. – С. 104–120.

Самутина, Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. Самутина // Социо-логическое обозрение. – 2013. – Т. 12, № 3. – С. 137–194.

Сосновский, Д. Лиха украинская хтонь. Сериал «Гоголь» – российский прорыв не только для хорроров / Д. Сосновский. – Текст : электронный // Российская газета. – 09.01.2019. – URL: https://rg.ru/2019/01/09/serial-gogol-rossijskij-proryv-ne-tolko-dlia-horrorov.html (дата обращения: 05.11.2024).

Domsch, S. Monsters against Empire: The Politics and Poetics of Neo-Victorian Metafiction in The League of Ex-traordinary Gentlemen / S. Domsch // Neo-Victorian Gothic: horror, violence and degeneration in the re-imagined nineteenth century / ed. by M.-L. Kohlke, Ch. Gutleben. – Amsterdam ; New York : Rodopy, 2012. – P. 97–122.

Dubourg, E. Exploratory preferences explain the cultural success of imaginary worlds in modern societies / E. Dubourg, V. Thouzeau, Ch. Dampierre, N. Baumard. – Text : electronic // Nature. – 28.05.2023. – URL: https://www.nature.com/articles/s41598-023-35151-2 (mode of access: 23.10.2024).

Haugtvedt, E. Victorian penny press plagiarisms as transmedia storytelling / E. Haugtvedt. – Text : electronic // Transformative Works and Cultures. – 2021. – No. 36. – URL: https://journal.transformativeworks.org/index.php/ twc/article/view/2049/2861 (mode of access: 24.10.2024).

Marciniak, P. Transfictionality / P. Marciniak // Forum of Poetics. – Fall 2015. – P. 80–84.

Saint-Gelais, R. Fictions transfuges. La transfictionnalité et ses enjeux / R. Saint-Gelais. – Éditions du Seuil, 2011. – 608 p.