Вам может быть интересно:
Архив журнала
Диалог со «школьным каноном» в современной подростковой литературе
- 35
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-4-67-76
Аннотация: В статье представлены разные варианты диалога с классическим текстом в современной литературе для подростков. Используя классику в разнообразных авторских стратегиях, современная подростковая литература становит-ся инструментом интерпретации и «оживления» канона. Тексты Нины Дашевской, Андрея Жвалевского и Евгении Па-стернак, Алексея Олейникова, Елены Клишиной, Юлии Яковлевой и др. в их жанровом многообразии (ремейк, графический роман, фанфик, сиквел) дают возможность ответить на вопрос о современном статусе классики и ее меняющихся функциях. Ситуация читательского кризиса и кризиса литературного образования объясняет многолетние научные и пе-дагогические дискуссии о пересмотре классического канона и его места в школьной программе по литературе. Подростко-вая литература становится важным маркером происходящего в современном литературном поле: именно здесь происхо-дят новые попытки осмысления, присвоения и комментирования классики. Современная детская литература с ее разно-образным жанровым и тематическим репертуаром оказывается для читателя не только территорией самостоятельной ин-терпретации, но и пространством новых способов взаимодействия с писателем. В статье представлены эксклюзивные ин-тервью с современными детскими писателями по теме исследования. Автором сделаны выводы о том, что если взрослая литература демонстрирует тенденции упрощения и пародирования классического текста для массового читателя, то под-ростковая литература, апробирующая разные форматы игры с текстами школьной программы по литературе, является своеобразным «проводником» в мир классической литературы.
Ключевые слова: современная детская литература; массовая литература; классика; школьный канон
Для цитирования:
Черняк, М. А. Диалог со «школьным каноном» в современной подростковой литературе / М. А. Черняк // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №4. – С. 67-76. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-67-76.
For citation
Chernyak, M. A. (2024). Dialogue with the “School Canon” in Modern Teen Literature. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №4. P. 67-76. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-67-76.
Об авторе (авторах) :
Черняк М. А.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9291-1781
SPIN-код: 4364-6689
Сроки публикации:
Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024Список литературы:
Аверинцев, С. С. Две тысячи лет с Вергилием (Перечитывая классику) / С. С. Аверинцев // Иностранная литература. – 1982. – № 2. – С. 193–201.
Бахтин, М. М. Слово о романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 72–234.
Выготский, Л. С. Глава VII. «Легкое дыхание» / Л. С. Выготский // Психология искусства / общ. ред. В. В. Иванова. – 3-е изд. – М. : Искусство, 1986. – С. 183–205.
Гаспаров, М. Л. Первочтение и перечтение: К тыняновскому пониманию сукцессивности стихотворной речи / М. Л. Гаспаров // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения / отв. ред. М. О. Чудакова. – Рига : Зинатне, 1988. – С. 15–24.
Гаспаров, М. Л. Столетие как мера, или классика на фоне современности / М. Л. Гаспаров // Филология как нравственность. Статьи, интервью, заметки. – М. : Фортуна ЭЛ, 2012. – С. 158–163.
Гетманская, Е. В. Мультимодальное чтение в кругу западных исследований: вызовы, подходы, противоре-чия / Е. В. Гетманская // Педагогика чтения в цифровую эпоху : монография / В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, Е. С. Романичева [и др.] ; под ред. В. Ф. Чертова и А. М. Антиповой. – М. : МПГУ, 2024. – С. 104–121.
Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. … д-ра культурологии / М. Ю. Гудова. – Екатеринбург, 2015. – 329 с.
Дубин, Б. В. Идея «классики» и ее социальные функции / Б. В. Дубин // Классика, после и рядом: Социо-логические очерки о литературе и культуре. – М. : Новое литературное обозрение, 2010a. – С. 9–43.
Дубин, Б. В. Классика, вокруг и после (о границах и формах культурного авторитета) / Б. В. Дубин // По-литическая концептология. – 2010b. – № 4. – С. 28–39.
Катаев, В. Б. Игра в осколки: судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В. Б. Катаев. – М. : Изда-тельство Московского университета, 2002. – 251 с.
Клишина, Е. Спойлеры / Е. Клишина. – М. : Самокат, 2020. – 128 с.
Красоткин, Д. М. Стратегии чтения: «Легкое дыхание» И. Бунина с точки зрения семиотики / Д. М. Кра-соткин // Уральский филологический вестник. – 2019. – № 4. – С. 95–102.
Олейников, А. Легкое дыхание / А. Олейников. – М. : Альпина, 2024. – 266 с.
Олейников, А. Онегин. Графический путеводитель / А. Олейников ; иллюстрации Н. Яскиной. – 3-е изд. – М. : Самокат, 2022. – 128 с.
Павловец, М. Г. Школьный канон как поле битвы: историческая реконструкция / М. Г. Павловец // Неприкосновенный запас. – 2016. – № 2 (106). – С. 71–91.
Печейкин, В. Лекции о русской литературе: от Пушкина до Кафки / В. Печейкин. – М. : Inspiria, 2023. – 161 с.
Самутина, Н. Споры по поводу «Созданного в бездне»: транснациональные культуры соучастия как куль-турные интерпретаторы японских текстов / Н. Самутина // НЛО. – 2022. – № 174. – С. 182–194.
Сосновская, И. В. Школьное литературное образование: современные практики и технологии : моногра-фия / И. В. Сосновская, Е. Н. Малышева, И. Г. Арсентьева ; под науч. ред. И. В. Сосновской. – Иркутск : Аспринт, 2023. – 234 с.
Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. Е. Хализев. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.
Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко // Философия эпохи постмодерна. – Минск : Красико-принт, 1996. – С. 48–74.