Вам может быть интересно:
Архив журнала
Внеклассное чтение: школьная классика и руслит-фандом
- 38
- Article: PDF
DOI: Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024
Аннотация: Статья посвящена актуальному феномену любительских интерпретаций школьной классики в современ-ном русскоязычном интернет-пространстве, а именно репрезентации опыта взаимодействия со школьной классикой в русскоязычном руслит-фандоме. Деятельность онлайн-фандомов, которые берут за основу литературный материал, чаще всего связана с творческой переработкой и обсуждением текстов популярной массовой культуры, поэтому появление в пространстве социальных сетей фандома, связанного с русской классикой, вызывает закономерный исследовательский интерес. Сам факт появления такого фандома и его развитие кажется вызовом популярному тезису о том, что молодежь не интересуется чтением, не видит ценности в классической литературе и не способна взаимодействовать со сложными ли-тературными произведениями даже на базовом уровне.
В своем исследовании мы обращаемся к различным типам интерпретаций, созданным внутри руслит-фандома в русскоязыч-ном сегменте блог-платформы TikTok и социальной сети VK, чтобы выявить основные способы актуализации классики, попу-лярные у подростковой аудитории, и проанализировать их опыт взаимодействия с исходным литературным материалом.
Одной из особенностей руслит-фандома является то, что он создан молодым поколением читателей (старшеклассников и студентов) для своих сверстников с целью обмена читательским опытом без ограничений, накладываемых школьной обра-зовательной практикой, что позволяет исследователям узнать, что в классической литературе и ее школьных интерпрета-циях является для подростков предметом интереса, уважения или высмеивания.
Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что классическая литература все еще является предметом живого интереса, и несмотря на пессимистичные прогнозы, школьники все еще стремятся найти в текстах актуальное знание, а в фандоме – поддержку других заинтересованных читателей. Знакомство с материалом исследования может помочь при разработке учебных материалов и создании сопровождающей классику учебной и научной литературы для подростков.
Ключевые слова: интерпретация классики; кризис чтения; преподавание литературы; социальные сети; школьная классика; фандом
Для цитирования:
Литовская, Е. В. Внеклассное чтение: школьная классика и руслит-фандом / Е. В. Литовская, М. А. Литовская // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №4. – С. 57-66. DOI Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024.
For citation
Litovskaia, E. V., Litovskaya, M. A. (2024). Out-of-Class Reading: School Literary Classics and Ruslit Fandom. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №4. P. 57-66. DOI Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024.
Об авторе (авторах) :
Литовская Е. В.
Национальный университет Тайваня (Тайбэй, Тайвань)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3578-9772
SPIN-код: 8727-6915
Литовская М. А.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
(Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5388-7617
SPIN-код: 9488-3760
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта National Science and Technology Council, Taiwan (R.O.C.) (про-ект № 113-2410-H-002-029-).
Сроки публикации:
Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024Список литературы:
Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М. : Прогресс, 1989. – С. 384–391.
Боева, Г. Н. «Альтернативный Леонид Андреев»: рецепция творчества писателя фикрайтерами / Г. Н. Бое-ва // Гуманитарная парадигма. – 2021. – № 2 (17). – С. 64–72.
Быховская, И. М. «Фандомное творчество»: креатив масс в эпоху тотальной креативности / И. М. Быховская, И. Ю. Люлевич, Д. В. Дзигца // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культуроло-гия». – 2021. – № 9, ч. 2. – С. 277–289.
Гудкова, С. П. Особенности рецепции «онегинского текста» в литературном процессе XXI в. / С. П. Гудкова, А. М. Раужина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 17, выпуск 2. – С. 527–532.
Дроздова, А. О. Русская классика в онлайн-сообществах читателей / А. О. Дроздова, В. В. Петров // Вест-ник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Т. 12, вып. 2. – С. 90–99.
Дроздова, А. О. Нарративные интерпретации романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в русском фанат-ском сообществе / А. О. Дроздова, В. В. Петров // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2018. – № 5. – С. 148–160.
Жвалевский, А. Как защитить классиков / А. Жвалевский, Е. Пастернак // Детские чтения. – 2014. – Т. 5, № 1. – С. 237–243.
Клейн, Л. Бесполезная классика: Почему художественная литература лучше учебников по управлению / Л. Клейн. – М. : Альпина Паблишер, 2021. – 212 с.
Круглый стол «Жива ли “вечно живая классика” и созвучна ли ей современная литература?» в Ярослав-ском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского // Литература в школе. – 2017. – № 2. – С. 25–42.
Курицын, В. Главная русская книга. О «Войне и мире» Л. Н. Толстого / В. Курицын. – М. : Время, 2024. – 400 с.
Кутейникова, Н. Е. Спорные вопросы детского досугового чтения: массовая литература и книжные ин-тернет-проекты в круге детского чтения / Н. Е. Кутейникова, В. П. Чудинова // Литература в школе. – 2014. – № 3. – С. 35–39.
Лев Толстой. Война и мир: подробный иллюстрированный путеводитель / сост. В. П. Бутромеев. – М. : Проспект, 2025. – 256 с.
Литературная матрица: учебник, написанный писателями. Том 1 / сост. В. Левенталь, С. Друговейко-Должанская, П. Крусанов. – СПб. : Лимбус-Пресс, 2010. – 720 с.
Литовская, М. А. Приобщение и наказание: памятник литератору в провинциальном городе / М. А. Ли-товская // Антропологический форум. – 2011. – № 15. – C. 268–287.
Мирошниченко, А. А. Адаптация медиа: Взрывное освобождение авторства, вирусный редактор Интер-нета и смерть газет / А. А. Мирошниченко // Социологический журнал. – 2011. – № 3. – С. 71–87.
Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург ; пер. с англ. А. Широкановой. – М. : Новое литературное обозрение, 2014. – 456 с.
Рогачева, Н. А. Алгоритмы интерпретации романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в рус-скоязычных и англоязычных сообществах фикрайтеров / Н. А. Рогачева, О. А. Дроздова, В. В. Петров // Культу-ра и текст. – 2019. – № 2 (37). – С. 130–143.
Романенко, К. Р. Трансформация канона, борьба с каноном, пересоздание канона как основания культу-ры фанфикшна / К. Р. Романенко // Философия. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 6, № 2. – С. 168–188.
Самутина, Н. В. Великие читательницы / Н. В. Самутина // Социологическое обозрение. – 2013. – Т. 12, № 3. – С. 137–194.
Сухих, И. Н. Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова. Классное чтение! / И. Н. Сухих. – СПб. : Азбука, 2024. – 544 с.
Тимошенко, Е. К. Стратегии российского фанфикшена по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» / Е. К. Тимошенко // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2015. – Т. 25, вып. 7. – С. 89–94.
Четина, Е. М. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах / Е. М. Четина, Е. А. Клюйкова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2015. – Т. 7, № 3 (31). – С. 95–104.
Чудинова, В. П. Сетевые сообщества юных читателей и библиотекари: Проблемы и задачи для специали-стов (по результатам исследования) / В. П. Чудинова, Л. Н. Косенко, А. И. Михайлова // Школьная библиоте-ка. – 2009. – № 3. – С. 54–60.
Horowitch, R. The Elite College Students Who Can’t Read Books / R. Horowitch. – Text : electronic // The Atlan-tic. – 2024, October 1. – URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2024/11/the-elite-college-students-who-cant-read-books/679945/ (mode of access: 20.10.2024).
Jenkins, H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture / H. Jenkins. – New York : Routledge, 1992. – 343 p.
Jenkins, H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide / H. Jenkins. – New York : New York Uni-versity Press, 2006. – 336 p.
Marsh, K. Why Kids Aren’t Falling in Love with Reading / K. Marsh. – Text : electronic // The Atlantic. – 2023, March 22. – URL: https://www.theatlantic.com/books/archive/2023/03/children-reading-books-english-middle-grade/673457/ (mode of access: 20.10.2024).