Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-4-149-159
Аннотация: Практика преподавания иностранного языка в высшей школе включает в себя проведение дебатов на спорную тему, наследующее паттерн соревновательной риторики античности. В наиболее известных экзаменационных испытаниях, подтверждающих уровень владения языком (тестированиях TOEFL на английском, CILS на английском, DALF на французском и DELE на испанском) С2 (продвинутый уровень, позволяющий обучать иностранному языку иностранцев), также присутствует элемент публичных дебатов. Экзаменующемуся предлагается устно выступить на языке по какой-либо спорной теме, представляя свою точку зрения. В зависимости от условий экзамена, предлагаются одна, две или несколько тем на выбор / выразить свое мнение после прослушивания устного выступления без выбора темы. Время на подготовку может не предоставляться вовсе либо варьироваться в пределах от двух до пятнадцати минут. По нашему мнению, данная практика воспроизводит представление о том, что человек, способный аргументированно высказаться по спорной теме и присоединить к своей точке зрения аудиторию, компетентен в вопросе. Античная практика соревновательной риторики подразумевала наличие двух базовых стратегий эффективного выступления – мимесис (подражание другому эффективному выступлению) и генезис (порождение текста выступления по продуктивным аргументативным моделям с учетом особенностей аудитории). Школа Сократа – Платона – Аристотеля, получившая продолжение в античной риторике Древнего Рима, опиралась на практику генезиса, осуждая софистов, опиравшихся на мимесис. Для продуктивной реализации соревновательного диалога необходимо как минимум два актора – ораторы, защищающие противоположные точки зрения. В ходе занятия студенты могут состязаться друг с другом, вести как диалог, так и поли-лог. В ходе проведения экзамена обучающийся попадает в ситуацию «диалога с пустотой», искажающую реальную коммуникативную практику и не позволяющую верифицировать реальный уровень владения иностранным языком в процессе коммуникации. Для преодоления указанной проблемы предлагается использовать искусственный интеллект в качестве второго актора – псевдо-собеседника, который может породить связное аргументированное высказывание. Нейросети было предложено осуществить продуцирование высказывания с использованием агонально ориентированных тем, и полученные тексты были разобраны с точки зрения аргументативной структуры и предложены к прочтению обучающимся вузов, изучающим английский язык. Проведенное исследование показало потенциал искусственного интеллекта в отношении проведения дебатов. Практику использования нейронных сетей в качестве второго актора дебатов рекомендуется распространить как на проведение экзаменов, так и на подготовку к ним.
Ключевые слова: искусственный интеллект; агональная риторика; соревновательная риторика; дебаты; экзамены по иностранному языку

Для цитирования:

Ламзина, А. В. Перспективы нейромоделирования агонального диалога в изучении английского языка / А. В. Ламзина, А. Г. Сильчева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №4. – С. 149-159. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-149-159.

For citation

Lamzina, A. V., Silcheva, A. G. (2024). Prospects for Neuromodeling of Agonistic Dialogue in Learning English. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №4. P. 149-159. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-4-149-159.

Об авторе (авторах) :

Ламзина А. В.

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (Долгопрудный, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6464-9675
SPIN-код: 9047-9042


Сильчева А. Г.
Московский университет им. А. С. Грибоедова (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6501-1339
SPIN-код: 2728-8861

Сроки публикации:

Дата поступления: 21.10.2024; дата публикации: 28.12.2024

Список литературы:

Бармина, Э. Э. Дебаты как инструмент формирования социо-профессиональных компетенций студен-тов / Э. Э. Бармина, Ю. Г. Степанян // Современные инновационные образовательные технологии в информа-ционном обществе : материалы XIV Международной научно-методической конференции. – 2022. – С. 14–19.

Волков, А. А. Курс русской риторики / А. А. Волков. – М. : Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.

Герейханова, К. Ф. Трансформация схемы верификации научного знания в современной научной перио-дике / К. Ф. Герейханова, Ю. В. Шуйская // Казанская наука. – 2020. – № 12. – С. 41–43.

Дунаенко, А. И. Организация дебатов как способ формирования универсальных компетенций / А. И. Ду-наенко // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст : сборник науч-ных трудов / под редакцией В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло, Е. А. Фоминой. – Ставрополь, 2022. – С. 154–159.

История дебатов кандидатов в президенты США. – URL: https://tass.ru/info/21217363 (дата обращения: 15.12.2024). – Текст : электронный.

Кузнецова, Н. В. Роль дебатов на занятии по иностранному языку / Н. В. Кузнецова // Актуальные вопро-сы изучения иностранного языка в вузе : материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Рязань, 2022. – С. 158–163.

Литвинова, Ю. И. Образовательный потенциал дебатов как средства обучения иностранному языку / Ю. И. Литвинова, М. А. Кропачева // Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) науч-но-практической конференции «Языки и этнокультуры Европы», посвященной памяти доктора филологиче-ских наук, профессора Н. Н. Ореховой. – Глазов, 2022. – С. 299–302.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. – М. : АСТ, 2000. – 850 с.

Мультановская, Д. В. Феномен копирайтинга: генезис, эволюция, функции, принципы текстообразова-ния : автореф. дис. … канд. филол. наук / Д. В. Мультановская. – М., 2024. – 22 с.

Пуня, И. Н. Использование технологии дебатов для повышения эффективности обучения иностранному языку / И. Н. Пуня // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, пер-спективы : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Минск, 2022. – С. 21–23.

Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М. : Добросвет, 1997. – 597 с.

Тельпов, Р. Е. Типовые различия естественных и сгенерированных нейронной сетью текстов в квантита-тивном аспекте / Р. Е. Тельпов, С. В. Ларцина // Научный диалог. – 2023. – Т. 12, № 7. – С. 47–65. – DOI: 24224/2227-1295-2023-12-7-47-65.

Шуйская, Ю. В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения / Ю. В. Шуйская, Е. А. Дроздова, М. В. Мыльцева // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 2 (99). – С. 216–218. – DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-216-218.

DALF. – URL: https://www.france-education-international.fr/diplome/dalf/dalf-c2-exemples-de-sujets (mode of access: 15.12.2024). – Text : electronic.

Бармина, Э. Э. Дебаты как инструмент формирования социо-профессиональных компетенций студен-тов / Э. Э. Бармина, Ю. Г. Степанян // Современные инновационные образовательные технологии в информа-ционном обществе : материалы XIV Международной научно-методической конференции. – 2022. – С. 14–19.

Волков, А. А. Курс русской риторики / А. А. Волков. – М. : Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.

Герейханова, К. Ф. Трансформация схемы верификации научного знания в современной научной перио-дике / К. Ф. Герейханова, Ю. В. Шуйская // Казанская наука. – 2020. – № 12. – С. 41–43.

Дунаенко, А. И. Организация дебатов как способ формирования универсальных компетенций / А. И. Ду-наенко // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст : сборник науч-ных трудов / под редакцией В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло, Е. А. Фоминой. – Ставрополь, 2022. – С. 154–159.

История дебатов кандидатов в президенты США. – URL: https://tass.ru/info/21217363 (дата обращения: 15.12.2024). – Текст : электронный.

Кузнецова, Н. В. Роль дебатов на занятии по иностранному языку / Н. В. Кузнецова // Актуальные вопро-сы изучения иностранного языка в вузе : материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Рязань, 2022. – С. 158–163.

Литвинова, Ю. И. Образовательный потенциал дебатов как средства обучения иностранному языку / Ю. И. Литвинова, М. А. Кропачева // Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) науч-но-практической конференции «Языки и этнокультуры Европы», посвященной памяти доктора филологиче-ских наук, профессора Н. Н. Ореховой. – Глазов, 2022. – С. 299–302.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. – М. : АСТ, 2000. – 850 с.

Мультановская, Д. В. Феномен копирайтинга: генезис, эволюция, функции, принципы текстообразова-ния : автореф. дис. … канд. филол. наук / Д. В. Мультановская. – М., 2024. – 22 с.

Пуня, И. Н. Использование технологии дебатов для повышения эффективности обучения иностранному языку / И. Н. Пуня // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, пер-спективы : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Минск, 2022. – С. 21–23.

Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М. : Добросвет, 1997. – 597 с.

Тельпов, Р. Е. Типовые различия естественных и сгенерированных нейронной сетью текстов в квантита-тивном аспекте / Р. Е. Тельпов, С. В. Ларцина // Научный диалог. – 2023. – Т. 12, № 7. – С. 47–65. – DOI: 24224/2227-1295-2023-12-7-47-65.

Шуйская, Ю. В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения / Ю. В. Шуйская, Е. А. Дроздова, М. В. Мыльцева // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 2 (99). – С. 216–218. – DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-216-218.

DALF. – URL: https://www.france-education-international.fr/diplome/dalf/dalf-c2-exemples-de-sujets (mode of access: 15.12.2024). – Text : electronic.