Вам может быть интересно:
Архив журнала
«Оспариваемые территории»: о падении национальной прецедентной базы
- 31
- Рубрика: ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА И СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2023-29-4-48-56
Аннотация: Статья посвящена вопросам современного состояния общенациональной прецедентной базы, основой которой многие годы была классическая русская литература. Автор применяет методы компаративной экстраполяции, обращаясь к обнаруженному в ходе междисциплинарного исследования науковедческого трека темы «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)» феномену «оспариваемых территорий» (понятие введено Йеном Роттерхамом). В статье понятие «оспариваемой территории» применено к современному состоянию художественной литературы и точек входа в ее пространство через школьное образование. Автор прослеживает основные вызовы современной культуры чтения: круг интересов читателей охватывает совершенно иные сегменты «оспариваемой территории» литературы, нежели привычные «списки обязательной литературы» или «списки для внеклассного чтения»; навигация в мире литературы осуществляется не за счет рекомендаций учителей или библиотекарей, а за счет следования за инфлюэнсерами; в самом институте литературного образования про-изошла маргинализация школьного предмета «литература» из-за отсутствия обязательного всеобщего экзамена. Результатом стал уход классического набора цитат, сведений о жизни и значении писателей, даже их имен и названий произведений из прецедентной базы новых поколений, что привело фактически к ее падению. Экстраполяция результатов анализа менедж-мента территории меморативного ландшафта позволяет видеть те же проблемы в менеджменте классического наследия в области литературы. Отказ от «принудительной индоктринации» классики порождает ряд болезненных последствий, среди которых автор отмечает следующие: вытеснение классической литературы даже в самых известных ее изводах из пространства ремейк-практик, включая шутки, каламбуры, мемы и другие формы; возникновение лакун в межпоколенческой комму-никации; угроза социокультурных разрывов в процессах построения национальной идентичности: создание условий для за-полнения разрывов фрагментарными генераторами ситуативных смыслов, утративших ценностное наполнение. Фиксирование факта разрушения общенациональной прецедентной базы в части ее наполненности референсами к русской классической литературе имеет значение прежде всего для осуществления социального управления и требует определенных институциональных решений в области всеобщей индоктринации произведений классики.
Ключевые слова: русская классическая литература; вопросы индоктринации в области литературного образования; методика преподавания литературы в школе; национальная идентичность; меморативный ландшафт
Для цитирования:
Загидуллина, М. В. «Оспариваемые территории»: о падении национальной прецедентной базы / М. В. Загидуллина // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №4. – С. 48-56. DOI 10.26170/2071-2405-2023-29-4-48-56.
For citation
Zagidullina, M. V. (2024). “Contested Territories”: Towards the Fall of the National Precedent Base. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №4. P. 48-56. DOI 10.26170/2071-2405-2023-29-4-48-56.
Об авторе (авторах) :
Загидуллина М. В.
Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия)
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4799-1230
SPIN-код: 5423-0636
Благодарность: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (совместно с Челябинской областью), проект № 23-18-20098 «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)», https://rscf.ru/project/23-18-20098/.
Сроки публикации:
Дата поступления: 14.11.2024; дата публикации: 28.12.2024Список литературы:
Асонова, Е. А. Инфраструктура чтения с позиции субъекта / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, К. С. Киктева, Е. С. Романичева. – М. : Московский городской педагогический университет, 2020. – 216 с.
Асонова, Е. А. Литературное образование: мнения участников образовательных отношений / Е. А. Асоно-ва, Л. Ф. Борусяк, Е. С. Романичева // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 159–181.
Вдовин, А. В. От «Полной русской хрестоматии» к первой программе по литературе: становление стан-дартов литературного образования в России / А. В. Вдовин // Институты литературы в Российской империи : коллект. моногр. / сост. и отв. ред. А. В. Вдовин, К. Ю. Зубков. – М. : Издательский дом Высшей школы эко-номики, 2023. – С. 315–348.
Вдовин, А. В. Хрестоматийные тексты: русская поэзия и школьная практика XIX века / А. В. Вдовин, Р. Г. Лейбов // Acta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Т. 4: Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика и литературный канон XIX в. / отв. ред. А. В. Вдо-вин, Р. Г. Лейбов. – Тарту : Издательство Тартуского университета, 2013. – С. 7–34.
Дорожкин, А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена / А. М. Дорожкин // Эпистемология и философия науки. – 2017. – Т. 54, № 4. – С. 20–29. – DOI: 10.5840/eps201754462.
Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и Интернет в повседневной жизни / М. В. Загидуллина // Социоло-гические исследования. – 2016. – № 5 (385). – С. 115–123.
Зданович, Д. Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн / Д. Г. Зданович [и др.] // Аркаим: 1987–1997 : биб-лиогр. указ. – Челябинск : Челябинский государственный университет, 1999. – С. 8–46.
Зинин, С. А. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2023 года по литературе / С. А. Зинин, М. А. Бараба-нова, Л. В. Новикова // Педагогические измерения. – 2023. – № 4. – С. 3–31.
Зубанова, Л. Б. Эзотерический и медийный шлейф мемориального ландшафта: теоретические аспекты и архитектурные контуры полевого исследования / Л. Б. Зубанова // Знак: проблемное поле медиаобразова-ния. – 2023. – № 4 (50). – С. 79–84. – DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-79-84.
Киселев, Д. Г. Коммуникативные культурные практики освоения меморативных ландшафтов (на приме-ре Аркаима) / Д. Г. Киселев // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2023. – № 4 (50). – С. 85–88. – DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-85-88.
Куприянова, Е. В. Аркаим: рождение легенды : монография / Е. В. Куприянова. – Челябинск : Край Ра, 2021.
Масланов, Е. В. Зоны обмена и пограничные объекты: к типологии / Е. В. Масланов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2023. – Т. 39, вып. 1. – С. 159–170. – DOI: 10.21638/spbu17.2023.113.
Павловец, М. Об изменении регламентации преподавания литературы в современной школе / М. Павловец, И. Реморенко // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – С. 209–226. – DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-209-226.
Расторгуева, В. С. Литературный интернет-мем как социокультурный феномен в современной медиасре-де / В. С. Расторгуева // Казанская наука. – 2023. – № 12. – С. 475–480.
Рубакин, Н. А. Русские читатели и их обстановка / Н. А. Рубакин // Вестник знания. – 1905. – № 1. – С. 172–182.
Сафонов, А. В. Система образов меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим как фактор его популяризации / А. В. Сафонов, И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2023. – № 4 (50). – С. 102–111. – DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111.
Симакова, С. И. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2023. – № 4 (50). – С. 112–118. – DOI: 10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118.
Соковиков, С. С. Спонтанная иеротопия в современном мифотворчестве: случай Аркаима / С. С. Сокови-ков, Е. А. Каминская // Обсерватория культуры. – 2023. – Т. 20, № 6. – С. 658–668. – DOI: 10.25281/2072-3156-2023-20-6-658-668.
Сумская, А. С. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик / А. С. Сумская, С. А. Свердлов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2019. – Т. 25, № 3 (189). – С. 32–48.
Шевченко, К. А. Феномен BookTube и его возможности в продвижении книги / К. А. Шевченко, О. Г. Черненко // Библиотека в XXI веке. Социальная миссия : материалы XIII Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, Минск, 24–25 марта 2022 года. – Минск : ООО «Ковчег», 2022. – С. 323–327.
Шишмаренкова, Г. Я. Изучение повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (методические ре-комендации) / Г. Я. Шишмаренкова // По новым программам. 5 класс : сборник статей в помощь учителю лите-ратуры / отв. ред. И. В. Володина. – Череповец : Издательство ЧГПИ им. А. В. Луначарского, 1994. – С. 4–10.
Galison, P. L. Image and Logic: A Material Culture of Microphysics / P. L. Galison. – Chicago ; London : The Uni-versity of Chicago Press, 1997.